На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Миноноски и миноносцы Российского Императорского Флота

Бурный прогресс в промышленности, в особенности в металлургии и машиностроении, характеризовавший вторую половину XIX века, не мог не сказаться на дальнейшем развитии военных флотов.

Почти во всех ведущих морских державах начинаются опыты по бронированию кораблей. Такое коренное изменение материально-технической базы военно-морского флота потребовало и изыскания новых способов ведения войны на море. Наряду с разработкой новой тактики артиллерийского боя начинала формироваться и тактика ведения боевых действий с использованием минного оружия, толчком к развитию которого послужила Гражданская война 1861—1865 годов в США.

Как вид боевого оружия мина была известна давно. Однако происшедший 9 марта 1863 года на Хэмптонском рейде бой между бронированными кораблями «Virginia» и «Monitor», во время которого противники так и не смогли пробить броню друг у друга, заставил обе воюющие стороны по-новому взглянуть на ее боевое использование. Ряд паровых катеров спешно вооружили шестовыми минами (представлявшими собой медные цилиндры, заполненные порохом или пироксилином и крепившиеся на конце шеста на удалении 6—8 м от форштевня корабля-носителя), и даже началось строительство специальных полуподводных кораблей, предназначенных для проведения минных атак. Первая из них состоялась 5 октября 1863 года: корабль специальной постройки «David» под командой лейтенанта Глассела атаковал шестовой миной фрегат северян «New Ironsides»; взрыв, однако, произошел преждевременно, и фрегат не пострадал. Еще целый ряд атак оказался безрезультатным, пока 27 октября 1864 года лейтенант Кушинг на паровом барказе, вооруженном шестовой миной, не потопил военный корабль конфедератов «Albemarle».

60—70-е годы XIX века характеризовались настоящей «минной лихорадкой», вызванной временным преобладанием брони над артиллерией. Возникали различные системы минного вооружения. Так, англичанин Д.Гарвей предложил, во избежание наматывания буксира на винт корабля, буксировать мину на конце, пропущенном через блок нока-рея. Эта мина, названная по имени изобретателя, состояла из зарядной камеры, поддерживаемой на плаву двумя пробковыми поплавками, и контактного взрывателя с чекой, выдергиваемой перед взрывом посредством линя. При длине буксира от 100 до 300 м мина Гарвея отходила под углом 30—40° к курсу и потравливанием буксира наводилась на неприятеля. Проведенные в Англии опыты показали, что наиболее результативной является атака корабля, стоящего на якоре, при атаке же свободно маневрирующего корабля количество промахов составляло от 30 до 40%. Принятая на вооружение почти во всех флотах мира, эта мина с незначительной модернизацией просуществовала до середины 1880-х годов. Тогда же появляются и различные разновидности минных шестов: шпиронные (продолжение тарана), носовые, боковые, кормовые, откидные и буксирные плавучие. Последние стабильно, по сравнению с минами Гарвея, удерживали мину на заданной глубине, были легче в управлении (так как крепились на двух буксирах), но отходили от борта хуже и при перебитом буксире не исключен был и «самоподрыв». Много опытов производилось и над так называемыми «бросательными» минами, которые сбрасывались при пересечении курса атакуемого корабля и при соприкосновении с ним взрывались.

В 1872 году правительство Норвегии заказало известной английской фирме Д.Торникрофта, по существу, первую миноноску специальной постройки «Raps». При водоизмещении около 15т она была способна развивать скорость хода до 15 уз и имела на вооружении две шестовые мины.


«Raps» — первая миноноска специальной постройки

На испытаниях корабля, состоявшихся 17 октября 1873 года, присутствовал капитан 1 ранга Н.В.Копытов, уже на следующий день в весьма восторженных выражениях доложивший русскому военно-морскому агенту (атташе) в Англии контр-адмиралу Н.Ф.Лихачеву об их результатах и своих впечатлениях. Чертежи «Raps» были переправлены в Россию, где впоследствии взяты за основу при проектировании первых русских миноносок («Бычок» и «Черепаха»), построенных заводом Берда.

Спустя четыре года британское Адмиралтейство заказало той же фирме ставший вскоре знаменитым «Lightning» — первый в мире специальный корабль — носитель торпедного оружия. При полном водоизмещении 32,5 т и мощности паровой машины 390 л.с. «Lighting» развил на испытаниях скорость хода 18,75 уз. Вооружение, первоначально состоявшее из двух пусковых решеток для самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед), впоследствии заменили носовым трубчатым торпедным аппаратом.


Английская миноноска "Lightning», ставшая первым специальным кораблем-носителем торпедного оружия


Именно эти два корабля и стали этапными при строительстве миноносок практически во всех морских державах.


Явившаяся после Сан-Стефанского мира 1878 г. угроза английского вторжения в русские моря заставила прибегнуть к экстренной постройке миноносок. Думать опять было некогда, и разработка проектов оказалась даже более спешной и импровизированной, чем при сооружении мониторов или еще ранее - винтовых канонерских лодок. И, как тогда, массовую постройку, притом с несравненно большим размахом (всего за год в строй было введено 111 малых кораблей), пришлось разворачивать практически без создания головных образцов и предварительных опытно-конструкторских работ.

В начале 1878 г. состоялся заказ 90 "миноносных быстроходных шлюпок" или, как их также называли, миноносных лодок (срок готовности - июнь 1878 г.), а уже к осени воды пустынного до того для минных судов Финского залива заполнились русскими миноносками, недвусмысленно давая понять (по опыту войны в Черном море) английскому флоту, что ждет его в случае приближения к Кронштадту.

Работы еще раз подтвердили высокий, не находивший должного применения потенциал отечественной частной промышленности. Семь ее предприятий смогли взять на себя выполнение большей части заказа - 77 из 111 миноносок. Из них Балтийский завод построил 31 миноноску. Завод Берда - 24, Невский - 5, Завод Крейтона в Або - 6, верфь Бритнева в Кронштадте - 5, верфи РОПиТ и Беллино-Фендерих в Черном море по 3 миноноски. На долю иностранных заводов - Шихау, Вулкан (Германия) и Торникрофт (Англия) пришлось соответственно 11, 2 и 2 миноноски. Казенные Кронштадтские и Петербургские верфи построили 12 миноносок.


Миноноска "Канарейка"  
(с 2 сентября 1885 года - Миноноска №80)
(с 12 января 1886 года - Миноноска №145)
1878 - 1887

 15 апреля 1878 года зачислена в список судов Балтийского флота.
 Заложена в 1878 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.
 Вступила в строй в июле 1878 года.
 Использовалась как мишень, затем баржа Санкт-Петербургского порта.
 Машина установлена на миноносце "Котлин"

 Водоизмещение 23 т. Размерения 21.74x2.74x0.99/1,68 м
 Воружение первоначальное шестовые и буксирные мины
 Бронирования нет
 Механизмы 1 вертикальная двухцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 220 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость 13 узлов Дальность плавания на 10 узлах 200 миль Экипаж 7 человек


Миноноска "Коноплянка"
(с 2 сентября 1885 года - Миноноска №74)
(с 12 января 1886 года - Миноноска №141)
(с 8 апреля 1895 года - Миноноска №61)
1878 - 1907

 15 апреля 1878 года зачислена в список судов Балтийского флота.
 Заложена в 1878 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.
 Вступила в строй в июле 1878 года.
 В 1892 году установлен новый котел
 В мае 1904 года отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга и по прибытии
 в Николаевск включена в состав Сибирской флотилии
 9 октября 1907 года исключена из списка судов флота, затем продана на слом;

 Водоизмещение 23 т. Размерения 21.74x2.74x0.99/1,68 м
 Воружение первоначальное шестовые и буксирные мины, в дальшнейшем 2 аппарата метательных мин и 1 - 37 мм Гочкиса, потом - 1 - 381 мм ТА
 Бронирования нет
 Механизмы 1 вертикальная двухцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 220 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость 16 узлов Дальность плавания на 10 узлах 200 миль Экипаж 7 человек


Миноноска "Черепаха"
(до 15 апреля 1878 года - Миноноска №3)
(с 1887 года - Миноноска болгарского флота "Христо Ботев")
1878 - 1943

 В 1877 году зачислена в список судов Черноморского флота.
 Заложена в 1877 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.
 Спущена 18 мая 1877 года. Сдана заказчику в августе 1877 года.
 11 июля 1877 года отправлена по железной дороге на Дунай.
 19 марта 1884 года передана Болгарии и 1 июля исключена из списков флота.
 19 июня 1913 года затоплена на Дунае экипажем, в том же году поднята и отремонтирована.
 В 1943 году разобрана на металлолом.

 Водоизмещение 16 т. Размерения 18.29x2.31x0.61/1,07 м
 Воружение шестовые мины, в дальшнейшем была установлена 1 - 37 мм Гочкиса
 Бронирования нет
 Механизмы 1 вертикальная двухцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 220 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость 11.64 узла Дальность плавания на 11 узлах 290 миль Экипаж 9 человек


Миноноска "Бомба"
(с 2 сентября 1885 года - Миноноска №108)
(с 8 апреля 1895 года - Миноноска №77)
1878 - 1899

 10 b.yz 1878 года зачислена в список судов Балтийского флота.
 Заложена в 1878 году на заводе фирмы Шихау в Данциге
 Вступила в строй 30 сентября 1878 года.
 С 1899 - паровой катер Водолазной партии Кронштадского порта, затем продана на слом.

 Водоизмещение 20 т. Размерения 20.12x3.35x0.70/1,25 м
 Воружение первоначальное шестовые бросательные и буксирные мины, в дальнейшем 1 - 37 мм Гочкиса, 1 - 381 мм ТА
 Бронирования нет
 Механизмы 1 вертикальная трехцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 260 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость на испытаниях 17.31 узла Дальность плавания на 10 узлах 110 миль Экипаж 9 человек


Миноноска "Ракета"  
(с 2 сентября 1885 года - Миноноска №133)
(с 12 января 1886 года - Миноноска №83)
(с 8 апреля 1895 года - Миноноска №23)
1878 - 1908

 Построена на верфи фирмы Вулкан в Штеттине, Германия в 1878 году.
 Сдана заказчику 5 октбря 1878 года.
 10 июня 1878 года зачислена в списки судов Балтийского флота.
 В 1898 году уставновлен котел нефтяного отопления системы "Ярроу".
 25 января 1908 года исключена из списков судов флота, затем продана на слом

 Водоизмещение 30.1 т. Размерения 25.6x3.30x0.63/1.85 м
 Воружение 1 - 381 мм ТА или шестовые и буксирные мины, в 1879 году установлено 1 - 37 мм Гочкиса
 Бронирования нет
 Механизмы 1 двухцилиндровая паровая машина двойного расширения
 мощностью 250 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость максимальная на испытаниях 13 узлов Дальность хода на 12 узлах 350 миль.
 Экипаж 1 офицер и 8 матросов


Миноноска "Сулин"  
(до 2 июля 1877 года - Миноноска №2)
(с 2 сентября 1885 года - Миноноска №173)
(с 12 января 1886 года - Миноноска №92)
(с 8 апреля 1895 года - Миноноска №88)
1874 - 1904

 Бывшая яхта цесаревича. Построена на верфи фирмы Торникрофт в Чизвике, Англия.
 Сдана заказчику в 1874 году. В 1877 году перестроена балтийским железноделательным,
 судостроительным и механическим обществом в Санкт-Петербурге и
 передана Морскому министерству. 30 июля 1878 года затонула в 12 милях от Одессы от
 внутреннего взрыва. 2 октября 1878 года поднята и отремонтирована.
 16 октября 1904 года исключена из списка судов флота и переформирована в паровой катер Севастопольского порта.

 Водоизмещение 24.5 т. Размерения 22.86x3.05x0.74/1.52 м
 Воружение в 1880-е годы установлен 1 381 мм ТА
 Бронирования нет
 Механизмы 1 паровая машина прямого действия
 мощностью 112 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость максимальная по проекту 14 узлов Экипаж 1 офицер и 8 матросов

Большие нарекания моряков вызывала прочность миноносок. Толщина листов наружной обшивки, выбиравшаяся из условия «непробиваемости пулями из нарезных ружей на самых близких расстояниях при нормальных ударах», оказалась недостаточной. Палубы под ногами прогибались, борта при работе машин «то вгибались внутрь, то раздавались в стороны».

Основные массы — минное вооружение и балласт в корме, цилиндры машины и ось котла — находились значительно выше ватерлинии; если к этому прибавить массу рулевых рубок, якорей, шлюпок, расположенных на верхней палубе, то становится ясным, что при таком распределении грузов «нечего было и ожидать какой-либо остойчивости от подобных судов». К середине 1880-х годов миноноски оказались буквально завалены огромным количеством различных предметов снабжения, большая часть которых была вообще неприемлема для кораблей столь малого водоизмещения и только ухудшала их и без того малую остойчивость. При всем этом на миноносках отсутствовал такой необходимый предмет, как часы; компасы,как уже отмечалось, имелись только шлюпочные, без самых необходимых приспособлений для их установки, вследствие чего, не зная девиации (а на миноносках она была немалая), в пасмурную погоду приходилось ориентироваться самым «первобытным» способом: определив, в какую щеку дует ветер, согласовывать с этим курс миноноски.

Первые же морские переходы показали, что «собственно морских качеств у миноносок нет, при силе ветра 2—3 балла их приходится обречь почти на полное бездействие». В своем отчете о плавании миноносок Черноморского флота в кампанию 1879 года контр-адмирал Баженов вынужден был признать, что эти корабли никак нельзя назвать мореходными. «Размеры самого судна и легкость корпуса, ненадежная прочность машины, — отмечал он в отчете, — делает их неспособными для плавания по морям». Переходы из одного порта в другой можно было допустить только «в случае необходимости», приняв при этом «всевозможные меры предосторожности и предусмотрительности». Такого же мнения придерживался и флагманский минный офицер 2-го отряда миноносок Балтийского флота лейтенант Калугин, который в 1880 году писал: «Нельзя и требовать, чтобы такие ничтожные по размерам суда при слабом до последней возможности корпусе и неисправностях в механизмах, при самых неблагоприятных обводах носа и кормы, могли бы уходить в открытое море не иначе как в штиль и на близкое расстояние от берегов». Тем не менее миноноски совершали иногда довольно-таки длительные переходы. Так, при плавании пятнадцати миноносок 2-го отряда в 1881 году они прошли 1210 миль, совершив 30 переходов и пробыв в море 10 суток.

Низкая мореходность не могла не сказаться на боевых возможностях миноносок, поведение которых даже при незначительном волнении «решительно не позволяло» действовать носовыми шестами, а стрельба минами Уайтхеда становилась только «случайно удачной» и то «на самых близких расстояниях».

На миноносках типа «Шихау» поражала чрезвычайная теснота в минном отделении, где размещались рулевая рубка, штурвал с приводами, минная рубка и лебедки для действия шестами. Из-за недостатка места командир миноноски вынужден был постоянно находиться на верхней палубе, что было «особенно изнурительно» на штормовых переходах. Кроме того, из-за плохой связи с машиной он должен был для отдачи туда каждого приказания либо сам бежать к машинному люку, либо направлять посыльного, что, при малочисленности команды миноноски, было возможно далеко не всегда. Рулевые рубки на этих миноносках размещались, как уже упоминалось, в минном отделении в носу (за исключением миноноски «Ядро», где она находилась в корме), поэтому при проводке штуртросов, состоявших из прутьев и тонких цепочек, к рулю через несколько переборок они часто деформировались, а цепочки просто рвались. Мало того, само перо руля на этих миноносках (кроме «Булавы») состояло из двух частей, связанных кольцом для пропуска гребного вала, которое, по оценке современников, представляло собой «ахиллесову пяту» этих миноносок из-за своей ненадежности. На миноносках типа «Ярроу» (в основном постройки Балтийского завода) рулевой из-за кривизны палубы не видел даже носа собственной миноноски и часто правил стоя на «специальном шкапчике», а на некоторых миноносках — даже правили ногами. Это снижало маневренность, так необходимую при минной атаке.

В свое время, пытаясь успокоить общественное мнение в Англии, взбудораженное бурным строительством миноносок на русских заводах, журнал «Engineer» заметил, что русские миноноски «прежде чем понадобятся для выполнения своего действительного назначения, окажутся бесполезными вследствие недостатка внимания и попечения о их содержании...» Автор статьи был недалек от истины. Неумелое обращение с котлами часто приводило к снижению их паропроизводительности и, как следствие, — к снижению скорости. Энергетические установки миноносок постройки заводов РОПиТ и «Беллино-Фендерих», с их машинами высокого давления, требовали больших навыков в обращении с ними, а малейшая оплошность грозила миноноске гибелью. Так, 30 июля 1878 года на переходе из Одессы в Николаев от взрыва котла «из которого упустили воду» погибла миноноска «Сулин». Да и сами котлы были еще далеки от совершенства, что было особенно заметно на миноносках типа «Шихау», где при незначительном волнении обнажались верхние ряды дымогарных трубок и при изменении скорости хода вода из котла устремлялась в цилиндры машины, нередко выводя миноноску из строя. Неудачей окончилась и предпринятая в 1886—1887 годах попытка перевести котлы на нефтяное отопление.

Много вреда принесло миноноскам плохое устройство «спусков на лекальных салазках», служивших для подъема зимой кораблей на берег (для хранения) и спуска их на воду. Корпуса миноносок получали при этом значительные деформации, что особенно сказывалось на минных аппаратах.

Приписанные первоначально по кораблям эскадры, миноноски со временем свели в отряды. Каждому отряду из пятнадцати миноносок придавались две баржи и пароход для их буксировки Баржи, предназначенные для выполнения роли плавбаз, далеко не отвечали предъявляемым к ним требованиям. Лишенные вентиляции, без иллюминаторов, они мало годились для отдыха команд миноносок, измученных постоянным пребыванием на вечно качающихся палубах своих кораблей и «адовой работой» в их «наглухо закупоренных» тесных и жарких отсеках.


Миноноски в большинстве прослужили по 30 лет и составили эпоху в истории флота. Эти малые корабли оказались полезными при выполнении самых разнообразных задач и поручений. Они помогали отрабатывать тактику и технику миноносцев, испытывали аппараты для стрельбы сжатым воздухом и паром, проводили учебные атаки, несли разведочную и посыльную службу, применялись для научных экспериментов.

В ноябре 1879 года  на  заводе фирмы «Ярроу» заказали миноноску «1 класса усовершенствованного типа "Lightning"», которой присвоили наименование «Батум».

Спущенная на воду 31 мая 1880 года, эта миноноска (как поначалу она неофициально классифицировалась) совершила самостоятельный переход на Черное море, ознаменовав тем самым рождение нового класса кораблей — мореходных миноносцев. И несмотря на то, что с постройкой «Батума» не удалось осуществить все предъявляемые к мореходному миноносцу требования, тем не менее этот корабль стал шагом вперед по сравнению с существовавшими до него миноносками и послужил прототипом для постройки последующих миноносцев.


Миноносец "Батум"
(с 8 апреля 1895 года - Миноносец №251)
1879 - 1908

 Заложен в декабре 1879 года на заводе Ярроу в Глазго. Спущен 31 мая 1880 года.
 Вступил в строй 17 июля 1880 года.
 Миноносец нес службу на Черном море.
 Исключен из списков флота 5 января 1908 года и сдан на слом.

 Водоизмещение 48,4 т. Размерения 30.6x3.8x0.8/1,9 м
 Воружение 2 ТА - 4 торпеды, 1 - 37 мм Гочкиса пятиствольная
 Бронирования нет
 Механизмы 1 паровая машина мощностью 500 л.с. 1 локомотивный котел, 1 винт
 Cкорость на испытаниях 22.16 узла Экипаж 3 офицера и 15 матросов

Первым мореходным кораблем, построенным специально для действия самодвижущимися минами Уайтхеда, стал миноносец "Взрыв".  Его постройкой Россия делала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру миноносцев. Немаловажно было и то, что корабль создавался не в порядке вынужденной импровизации, как это было с винтовыми канонерскими лодками в 1855г. или мониторами в 1863г., а на основе предварительно осознанной концепции и перспективных обоснованных заданий. Приобретение в 1876 г. от фирмы Уайтхеда секрета конструкции производства торпеды и первой их партии в 100 единиц заставляло думать и об эффективном их применении с мореходных носителей.

Уайтхед и его торпеда


 Верным шагом в решении этой задачи и стал заказ первой в мире мореходной "миноносной лодки", который по контракту от 17 декабря 1876 г. выдали петербургскому заводу Ф. Берда. Так спустя 40 лет Россия приближалась к созданию действенного носителя активного минного оружия, на что когда-то положил свою жизнь великий патриот К. А. Шильдер. Но историческая забывчивость и здесь дала себя знать — о применении ракетного оружия, столь, казалось бы, гармоничного для нового достаточно большого и скоростного корабля, и не вспоминали.

Миноносец  "Взрыв" (1877 - 1907)

первый миноносец российской постройки, первый в мире мореходный миноносец. Входил в состав Балтийского флота.

Водоизмещение корабля составляло 134 т, мощность машины — 800 л. с., скорость хода — 15 узлов. Предназначенный для минных атак против одиночных неприятельских судов в открытом море, «Взрыв» послужил прообразом современных миноносцев. Корабль имел стальной набор, медную обшивку подводной части корпуса и был разделен водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков. 


Вооружение состояло из одной неподвижной торпедной трубы и трех винтовок.

После успешных испытаний «Взрыва» на Невском, Путиловском, Ижорском и других русских судостроительных заводах, а также по заказу на зарубежных верфях были построены десятки миноносцев водоизмещением 90—150 т, со скоростью хода 20—25 узлов. Они имели один носовой неподвижный торпедный аппарат, один или два поворотных торпедных аппарата на верхней палубе и две 37-мм пушки. Более крупные миноносцы этого периода были вооружены двухтрубными торпедными аппаратами на верхней палубе и двумя 47-мм пушками.


Миноносец "Луга"
(до июля 1886 года - Миноносец №3)
(с 8 апреля 1895 года - Миноносец №106)
1887 - 1910

 Спущен в 1887 году на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге
 Исключен из списков 6 января 1910 года
 Водоизмещение 75,4 т. Размерения 38.9x3.66x0.71/2,2 м
 Воружение 2 ТА - 381 мм, 2 - 37 мм Гочкиса
 Бронирования нет
 Механизмы 1 паровая машина мощностью 900 л.с. 1 котел, 1 винт
 Cкорость 15 узлов Дальность плавания 800 миль Экипаж 3 офицера и 15 матросов


Миноносец "Экенес"  
(с 8 апреля 1895 года - Миноносец №117)
1886 - 1909

 Построен в 1890 году на заводе Крейтона в Або
 Испытан в июле 1891 года.
 Сдан к порту в 1909 году.
 Исключен из списков в 1910 году

 Водоизмещение 81 т. Размерения 41x4.5x1.3/2.5 м
 Воружение 2 ТА - 381 мм, 2 - 37 мм Гочкиса
 Бронирования нет
 Механизмы 1 паровая машина завода Крейтона мощностью 1340 и.л.с. 1 котел, 1 винт
 Cкорость 20 узлов. Экипаж 2 офицера и 19 матросов


Миноносец "Даго"  
(с 8 апреля 1895 года - Миноносец №118)
(с 24 декабря 1909 года - посыльное судно "Перископ")
(с 1921 года - Тральщик №15)
1890 - 1923

 Заложен в 1890 на верфи Крейтона в Або
 Спущен весной 1891 года. Вступил в строй в 1982 году.
 12 октября 1909 года был выведен из боевого состава флота и сдан в Кронштадтский военный порт на хранение,
 а 24 декабря 1909 года переклассифицирован в посыльное судно и передан в дивизию подводных лодок Балтийского флота.
 Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году на Кронштадтском пароходном заводе с перевооружением.
 В период первой мировой войны использовался для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных сил флота.
 В конце февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и в апреле 1918 года - в Кронштадт.
 3 ноября 1918 года убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу и 10 декабря 1918 года, по прибытии в Нижний Новгород,
 в качестве военного корабля (вооруженного парохода) вошел в состав Волжской военной флотилии, а 7 февраля 1919 года переклассифицирован
 в канонерскую лодку. 31 июля 1919 года вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 30 ноября 1919 года перечислен в состав
 Онежской военной флотилии и вновь переклассифицирован в посыльное судно. В 1920 году возвращен в состав Балтийского флота и в 1921 году
 вошел в состав Морских сил Балтийского флота. С 21 марта 1922 года по 27 апреля 1922 года находился в распоряжении Финско-Ладожской
 флотилии Морской пограничной охраны ОГПУ. 11 июля 1922 года был разоружен и сдан в порт на хранение, а 16 августа 1923 года передан
 "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

 Водоизмещение 102,5 т. Размерения 46.8x3.94x2.34 м
 Воружение 2 ТА - 381 мм (носовой неподвижный и поворотный), 2 - 37 мм Гочкиса
 С 1909 года - 1 -75 мм, 1- 47 мм, 1 - 37 мм, ТА демонтированы
 Бронирования нет
 Механизмы 1 паровая машина мощностью 1030 л.с. 1 котел, 1 винт
 Cкорость 19 узлов Дальность плавания 450 миль Экипаж 3 офицера и 17 матросов


Миноносец "Пернов"  
(с 8 апреля 1895 года - "Миноносец № 103")
(с 16 октября 1909 года - "Посыльное судно № 103")
1891 - 1922

 7 декабря 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
 в январе 1891 года заложен на судоверфи фирмы "А. Норманд" в Гавре (Франция), спущен на воду 11 августа 1892 года,
 вступил в строй в октябре 1892 года. С 20 июня 1895 года использовался в учебных целях и
 в качестве образца для постройки однотипных кораблей. 16 октября 1909 года переклассифицирован в посыльное судно.
 Прошел капитальный ремонт корпуса и палубного настила в 1910 году на Ижорском заводе с заменой водогрейных трубок
 в котлах. В период первой мировой войны входил в состав 4-го дивизиона тральщиков. Осуществлял боевое траление,
 нес посыльную, дозорную и конвойную службы, использовался как тральщик и посыльное судно.
 Участвовал в февральской революции. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 2 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики.
 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе,
 где 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии.
 В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно
 устаревший был продан Финляндии как металлолом.

 Водоизмещение 130 тонн Размерения 42.0x4.52x2.06 м
 Воружение 3 ТА - 381 мм, 2 - 37 мм (пятиствольные)
 Бронирования нет
 Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью 1460 л.с. 2 котла, 2 винта
 Максимальная скорость на испытаниях 25.46 узла Дальность плавания 550 миль. Экипаж 2 офицера и 22 матроса

 

Картина дня

наверх