Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    И не просто  иностранец... Американец...!Открытое письмо А...
  • Виктор Некрасов
    У вас информация не полная. По пятницам на канале "Спас" известный журналист Мамонтов ведет передачи, на которые приг...Финансовая тайна ...
  • Удав Иванович
    Золотой Запас царской России прихватизировали чехи, которые через Японию вывезли его к себе, а потом построили военны...Финансовая тайна ...

Создатель авиационного парашюта-1

Создатель авиационного парашюта-1

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30(18) января 1872 года в Петербурге, в семье профессора механики и высшей математики Лесного института. Мать изобретателя - дочь крепостного художника-сама рисовала, играла на рояле и участвовала в любительских спектаклях.


 Воспитывавшийся в такой обстановке молодой Котельников страстно полюбил искусство, увлекаясь в то же время и техникой. Будучи подростком, он пел в хоре Петербургской филармонии, хорошо играл на скрипке и других музыкальных инструментах, писал музыку. С детства он также научился владеть различными ремеслами и в зрелые годы был хорошим токарем, слесарем, столяром. Юный Глеб сооружал различные модели машин, делал замысловатые игрушки. Отец всемерно поощрял эти наклонности сына, старался развивать их.

Г. Е. Котельникову было 17 лет, когда он впервые увидел прыжок человека с парашютом, совершенный с воздушного шара. Это происходило в начале лета 1889 года в Петербурге. На экспансивного юношу редкостное в те годы зрелище произвело такое неизгладимое впечатление, что он, по его словам, загорелся желанием самому совершить прыжок. Однако отъезд в провинцию тем же летом, а затем смерть отца внесли в жизнь Котельникова большие изменения.

Он поступает в Киевское военное артиллерийское училище. Окончив его с отличием, Котельников назначается в гарнизон крепости Ивангорода. Однако вскоре он покидает военную службу, увольняется в запас и поступает в акцизное ведомство.

Работа акцизного чиновника меньше, чем какая-либо другая, могла удовлетворить этого энергичного человека. Пересчитывать бутылки с водкой, уличать в жульничестве владельцев винокуренных и пивных заводов, составлять протоколы о незаконном разведении табака, о самогоне. Могло ли быть что-нибудь скучнее этого? И все же он добросовестно выполнял свои служебные обязанности в течение десятка лет, сначала в Полтаве, потом в глухих станицах Дона-Каменской, Михайловской и Усть-Медведицкой.

Любовь к технике и наклонность к изобретательству были характерными чертами Котельникова. В 1902 году он изобрел укупорочную машину для винокуренных заводов. Министерство финансов отклонило это изобретение. Тогда он отдался другим увлечениям. Приобретя велосипед, совершал на нем служебные

поездки по донским степям. Однажды жители хутора Евлантьевского с изумлением увидели, что по степи плывет... лодка. Парус! И не один, а два. Бескрайний сизый ковыль переливался под ветром волнами, и трудно было поверить, что это не настоящее море, раз плывут по нему паруса. Все хуторяне выбежали смотреть диковину. Но уже через десять минут они увидели, что паруса поставлены... на велосипеде. Это было очередное изобретение акцизного контролерера Котельникова. Приладив к рулю велосипеда небольшую ****а к ней бушприт и гафель, он поднимал на них неболшие треугольные паруса и, ловко управляя ими, несся на них в ветреный день с большой скоростью. "По гладким местам степи, - пишет об этом Г.Е.Котельников в своих воспоминаниях, - особенно в конце июля, когда всю траву повыжжет солнцем, можно было итти лавировкой, градусов до тридцати против ветра. Нет никакого сноса и несется, бывало, велосипед по степи птицей, слегка накренившись на бок - только зубчатка свободного; хода тихонько поет свою песню. Сидеть приходилось боком, опираясь на подветренную педаль. Левая рука на руле, правая держит шкоты грота и кливера и управляет ими. Таким образом, расстояния и время у меня значительно сокращались".

Более всего в этот период Г. Е. Котельников увлекался сценой. Он выступал в концертах (как чтец и скрипач) и основывал любительские драматические кружки, режиссировал, играл сам, в каждой новой роли чувствуя себя все более уверенно.

В 1910 году Г. Е. Котельников направился в Петербург, чтобы стать профессиональным артистом, где и начал выступать на сцене под фамилией Глебов-Котельников. Он был принят в труппу Народного Дома, крупнейшего в то время зрелищного комбината России, включавшего в себя оперный и драматический театры на Петербургской стороне и еще пять театров, преимущественно на рабочих окраинах Петербурга. В столичных газетах тех лет можно найти немало рецензий, высоко оценивающих Г. Е. Глебова-Котельникова, как артиста очень широкого диапазона.

И в эти же самые годы создал он первый в мире авиационный парашют. Еще будучи в провинции, Г. Е. Котельников внимательно следил по газетам за развитием отечественной авиации. Вновь попав в Петербург, он, как только представился случай, поехал посмотреть на "чудо", каким казалась тогда летающая машина тяжелее воздуха. Полеты первое время происходили на беговом ипподроме, за Каменным Островом. Потом рядом с ипподромом был устроен аэродром, названный Комендантским. На небольшом поле выстроили несколько ангаров, деревянные трибуны для публики, входную кассу. Со стороны улицы поле обнесли высоким забором, обклеенным крикливыми афишами, призывавшими публику посетить аэродром.

Особенно людно было на аэродроме в дни так называемых "авиационных (праздников). Обычно в эти дни проводились состязания между авиаторами с выдачей призов за достижение наибольшей высоты, скорости или грузоподъемности. Интересно заметить, что уже во время первой авиационной недели в 1910 году русский авиатор Н. Е. Попов показал наибольшую высоту подъема на самолете в 454 метра, что значительно превосходило наивысшие достижения зарубежных летчиков в те дни. Попов получил приз в сумме 10 080 рублей. Выдающиеся достижения показал русский летчик М. Н. Ефимов, побив рекорд Попова. Интерес к авиации продолжал возрастать. "Ездить на авиацию", как тогда выражались, стало любимым занятием петербуржцев и москвичей. В Москве полеты происходили над Ходьнским полем.

Г. Е. Котельников не ограничился созерцанием полетов с трибуны. Он - весьма общительный человек - быстро познакомился со многими летчиками, осматривал их машины. Это были "летающие этажерки", внутри которых авиатор сидел, как птичка на жердочке, в окружении пустого, ничем не ограниченного пространства. На Комендантском аэродроме Г. Е. Котельников познакомился с собирателем материалов по истории авиации и воздухоплавания А. А. Родных. Познакомился, чтобы подружиться на всю жизнь.

Проходила вторая "авиационная неделя". 23 сентября (по старому стилю) 1910 года Г. Е. Котельников поехал на Комендантский аэродром вместе с женой. На самолете поднялся в воздух летчик в форме морского офицера.
- Лев Мациевич, - сказал Котельников жене. - Смотри, как он плавно ведет машину.
Тысячи запрокинутых голов следили за самолетом, поднимавшимся все выше и выше. Вдруг испуганный крик вырвался у множества зрителей. Из накренившегося самолета выпала крошечная фигурка человека. Потерявшая управление машина па-Дала, выделывая в воздухе странные фигуры. Уже по полю аэродрома бежали люди к упавшему где-то далеко телу авиатора, а Котельников и его жена не могли прийти в себя от страшного зрелища, очевидцами которого им привелось стать. Это была первая жертва русской авиации.
- Почему же они не берут с собой парашюта? - спросила Котельникова жена. - Ведь прыгает с парашютом с привязных аэростатов Древницкий.

Котельников еще не видел прыжков Древницкого, но живо вспомнил прыжок с парашютом, виденный им в юности.
- С аэростата дело другое, - сказал он задумчиво. - А что-то не слышно о таком парашюте, который можно взять с собой на самолет. Вот что надо бы придумать!
С присущей ему горячностью Г. Е. Котельников целиком отдался этой мысли. Она не оставляла его ни дома, ни в театре, ни днем, ни ночью. "Парашют обязательно должен быть при авиаторе! В любую минуту! Он должен открываться и по его желанию и автоматически, если авиатор потерял сознание и выпал из машины, как Мациевич. Идея! Поместить парашют в шлеме! Выбрасывать его оттуда пружиной при помощи самого простого затвора!" - таков был ход мыслей Котельникова.

Но возможно ли это? Какого же размера и веса должен быть шлем, вмещающий парашют? Из какого материала делаются парашюты? По каким расчетам? Ничего этого Котельников не знал и решил отправиться за советом к А. А. Родных. Тот одобрил его идею в принципе, но усомнился в возможности создать портативный парашют для нужд авиации.

"Всегда при летчике"-такова особенность авиационного парашюта. Это было ясно Котельникову. Но каким образом достичь этого? Как сочетать это требование с тяжелым весом и большим объемом тогдашних воздухоплавательных парашютов?

На помощь Г. Е. Котельникову. пришел случай. Вернее, об этом можно сказать известными словами: "находит тот, кто ищет". Однажды после спектакля в Таврическом саду одна актриса в присутствии Котельникова сказала своему мужу: "Дай мою сумочку. Что-то прохладно".
- Разве сумочка греет? - засмеялся Котельников.
- Греет вот что, - ответила актриса и, выдернув из сумочки большую восточную шаль из очень тонкого, плотного шелка, распустила ее по всей комнате.
- Послушайте! Ведь это же то, что мне надо! - крикнул Котельников. - Ничем не пропитанный легкий шелк! - и объяснил недоумевающим товарищам, в чем дело.
В течение нескольких дней была изготовлена модель: большая тряпичная кукла, круглый жестяной шлем для ее головы, а в нем полочка на пружинах и маленький шелковый парашю-т'ик, который укладывался внутрь шлема и выскакивал наружу, как только при помощи шнура открывалась скобочка затвора. Котельников, взяв с собой одиннадцатилетнего сына, поехал на дачу, где жил летом, в пригородный поселок Стрельну. Там они полдня бегали по крыше дачи, сбрасывая модель и с восторгом наблюдая, как безотказно действовал прибор. Каждый раз купол выбрасывался, отлично раскрывался и плавно опускал куклу на землю. Сын изобретателя, взобравшись на высокую березу, сбросил куклу оттуда. Результат был тот же. Спуск "парашютиста" восторженно приветствовала детвора, собравшаяся со всего околотка.

Image
Рис. 3. Схема парашюта


Однако, внимательно изучив различные книги, взятые у А. А. Родных, и произведя самостоятельные вычисления (тут очень пригодились математические знания, полученные в артиллерийском училище), Г. Е. Котельников пришел к неоспоримому выводу, что парашют, способный благополучно опустить человека, должен быть не меньше семи с лишним метров в Диаметре, что соответствует минимальной площади в 50,7 квадратного метра. Мысль о шлеме пришлось оставить. Интересно отметить как курьез, что в 1919 году в Германии был выдан патент на такое же изобретение, полностью воспроизводящее идею "парашюта в шлеме" Котельникова, отвергнутую тую им самим в 1911 году.

Вместо шлема Котельников решил поместить парашют заплечный металлический ранец. Вот как он сам опсывал свой первый парашют: "Ранец, - пишет он, - я сделай металлический. Внутри ранца была полка. Она лежала на двух спиральных пружинах. На эту полку укладывались стропы, а на них - купол парашюта. Крышку ранца я сделал на петлях с пружинками внутри, чтобы, открываясь, она быстрее (рис. 3) откидывалась. К защелке замка ранца я прикрепил ремешок с кольцом, висевшим на нагрудном ремне, для того, чтобы можно было самому открыть парашют, когда выскочишь из самолета. А чтобы ранец мог открыться самостоятельно, если бы летчик свалился нечаянно, замок ранца соединялся шнуром с аэропланом. Если бы произошло то же, что с Мациевичем, то шнур открыл бы замок ранца и сам, не выдержав тяжести падающего человека, оборвался бы".

Так впервые был сформулирован принцип авиационного парашюта
.
Но новизна предложения Г. Е. Котельникова была не только в идее ранца, находящегося всегда при летчике. "Для купола, - пишет он, - я выбрал легкую, тонкую и очень прочную ткань. Выкроил парашют я в виде плоского круга и решил сшить его из клиньев, которых, сообразно ширине материала, пришлось сделать двадцать четыре... Плетеные шелковые стропы, идущие от полюсного отверстия, я думал пропустить по швам купола и разделить на две части, чтобы прикрепить их.к плечевым лямкам подвесной системы. А подвесную систему я задумал устроить из нескольких пеньковых прочных полос: пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых лямок и подхвата для ног. Такое устройство подвески человека к куполу парашюта уже могло распределить усилие рывка равномернее по всему телу и сделать рывок менее чувствительным. Чтобы еще уменьшить силу рывка и его вредное влияние на купол и на человека, я решил снабдить подвесную систему плечевыми резинками - амортизаторами... Это смягчит удар в ноги при посадке. При стропах, разделенных по плечам, вращения уже быть не должно. Да кроме того, можно будет повернуться лицом к сносу - стоит лишь взяться правой рукой за левую лямку, а левой за правую и сделать некоторое усилие... При ветре, опустившись на землю, необходимо будет "обезвредить" купол парашюта, чтобы он не тащил парашютиста по земле. Если придется опуститься на воду, то от купола надо быстро освободиться. Для этого купол парашюта нужно сделать пристегивающимся к плечевым лямкам подвесной системы прочными карабинами (крючками) пожарного типа... Чтобы купол парашюта разворачивался быстрее... по всей кромке купола парашюта пропустить слегка растянутую спиральку из тонкой стальной проволоки. Потом эту спираль я заменил стальным тросом толщиною в полтора миллиметра"

Все сказанное было включено Г. Е. Котельниковым в патентное описание его парашюта. На этот комплекс предложений Котельников первый в мире получил в 1911 году патент в России.

Таким образом, Г. Е. Котельников разработал и создал принципиальную схему авиационного парашюта, на основе которого развивалась и развивается современная парашютная техника.

Совершенно бесспорно, что в основе всех современных парашютов индивидуального пользования лежит именно принципиальная схема парашютов Котельникова (1911 и 1924 годов). Во всех системах современных авиационных парашютов продолжают использоваться основные принципы первого авиаци-. онного, парашюта, родиной которого является наша страна. Конструктивный комплекс первого авиационного парашюта-ранца сложился не сразу. На это у Г. Е. Котельникова ушло около десяти месяцев. "В 1910 году, - пишет изобретатель в одном своем письме, - я лишь обдумывал, как выполнить легкий парашют, и строил разные модельки, пока, наконец, выработал "новгородскую" модель, которую и испытывали в августе 1911 года". "Новгородскою" Котельников называет окончательную, со всех точек зрения продуманную модель авиационного парашюта, которую он решил испытать подальше от' чужих глаз, не в Петербурге, а в Новгороде, где жил его старший брат.

Взяв в конце августа трехдневный отпуск, Котельников направился туда, захватив и первоначальную модель (шлем). Сыновья брата, школьники старших классов, с увлечением взялись помогать ему. Изготовили большой коробчатый змей. На окраине Новгорода, за валом у Духова монастыря, его подняли в воздух метров на 50. К змею, на веревочной петле, была подвешена кукла с надетым на нее ранцем-парашютом. Со змеем же ниткой соединили и замок ранца. В петлю, на которой висела кукле, был вставлен зажженный с обоих концов трут. Вскоре петля перегорела, кукла оторвалась от змея, натянула нитку, прикрепленную к замку, последняя от тяжести куклы оборвалась и... парашютик, выброшенный из ранца пружинками, мгновенно раскрылся. Кукла, уносимая ветром, стала плавно опускаться..Опыт был повторен раз двенадцать и ни разу не окончился неудачей. Парашют действовал безотказно.

Возвращаясь из Новгорода в тряском вагоне узкоколейки, которая в те годы соединяла город со станцией Чудово на Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, Котельников обдумывал дальнейший план действий. Конечно, изобретение надо запатентовать. Этому его научил горький опыт с первым изобретением - укупорочной машиной. Он по тогдашней своей наивности не взял патента. Машину отклонили, а потом он узнал, что точно такая же машина, спустя несколько лет, подвилась в Германии. Но, конечно, дело не в патенте. Самое главное - внедрить изобретение в авиацию, обеспечить спасение летчиков. Об этом думал Глеб Евгеньевич, когда создавал спасательный прибор; этой мыслью он был занят и сейчас, когда его долгие труды увенчались успехом. Чтобы ускорить решение вопроса, Котельников решил обратиться непосредственно к царскому военному министру. 10 августа 1911 года он пишет ему подробную докладную записку, начиная ее следующими словами:
"Длинный и скорбный синодик славных жертв в авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случае ава* рии аэропланов в воздухе...".

Дальше в своей докладной записке Котельников подробно излагал техническую характеристику и данные испытания своего прибора. Однако докладная записка, посланная министру, осталась без ответа. Добиться приема также было нелегко. Военным министром в то время был генерал Сухомлинов, впоследствии уличенный в шпионаже в пользу Германии. В течение двух месяцев изобретателю не удавалось попасть на прием. Однажды, придя в военное министерство, помещавшееся напротив Адмиралтейства, и узнав, что Сухомлинова нет, Котельников решил обратиться к его заместителю Поливанову. Добившись приема у заместителя военного министра, Глеб Евгеньевич показал ему чертежи своего изобретения и продемонстрировал действие модели.

Зацепив за палец конец шнурка, прикрепленного к замку ранца, изобретатель подбросил куклу под самый потолок высокого кабинета. Парашют мгновенно выскочил из ранца, раскрылся и плавно опустил куклу на пол. Увидев парашют в действии, Поливанов написал записку начальнику Военно-Инженерного Управления генералу фон-Роопу, рекомендуя изобретение его вниманию.

Котельников немедленно отправился в комитет по изобретениям. Там он подал заявку на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом. "Действие прибора, - говорилось в заявке, - состоит в том, что авиатор, имея его надетым на себя, в случае катастрофы может выброситься из аэроплана и открыть ранец самостоятельно, дернув за ремень, соединенный с затвором ранца. На случай же неожиданного падения авиатора с летательного аппарата, прибор может действовать вполне автоматически. Для этого затвор ранца соединяется с тележкой летательного аппарата при помощи шнура, рассчитанного таким образом, чтобы он, открыв затвор ранца, оборвался бы под тяжестью падающего человека".

Image
Рис. 4. Г. Е. Котельников со своим авиационным парашютом, изобретенным им в 1911 году

Это определение сущности изобретения самим авторм не оставляет никаких сомнений в том, что парашют Г. Е. Котель-никова с самого начала был задуман как парашют авиационный и в первую очередь - свободного действия. Совершенно неправы те, кто впоследствии пытались характеризовать его, как парашют исключительно автоматический, т. е. исключающий возможность раскрытия по желанию прыгающего (затяжным прыжком, например). Сам Котельников не раз разъяснял это, указывая, что слова "автоматически действующий" означали лишь автоматизм выбрасывания парашюта из ранца пружинами (рис. 4). Так определен смысл этих слов и в заявочных свидетельствах за № 50103 и 53350, выданных соответственно 27 октября (9 ноября) 1911 года и 14(27) июня 1912 года.
Заслуживает внимания то, как Котельников назвал свой спасательный прибор. Он дал ему имя "РК-1", что означало "Русский, Котельникова, модель первая". В этом сказался глубокий, органически присущий Г. Е. Котельникову патриотизм, любовь к своей стране, своему народу, пламенная вера в его всеобъемлющий гений, в великую будущность России и русской техники.


Источник: http://www.progres.org.ua/

Картина дня

))}
Loading...
наверх