На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Прогулка по Коломенскому. Часть 1.

Как утверждает предание, Коломенское было основано в конце 1230-х годов жителями Коломны, бежавшими от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг.. Беженцы дали своему селу название Коломнинское, которое с течением времени изменилось на Коломенское.

 Первое же письменное упоминание о Коломенском встречается в «Духовнаой грамоте» Ивана Калиты, написанной в 1328 г.: «Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Серпухов, а села: село Талежское, село Серпуховское, Коломенское, село Ногатинское...».

 В Коломенском, одном из древнейших поселений на территории, которую сейчас занимает современная Москва, издревле располагалась бывшая загородная усадьба княжеских и царских фамилий древней Руси.

 В 20-х годах двадцатого столетия на основе архитектурного ансамбля Коломенского был организован небольшой музей, который вырос к настоящему времени в комплекс архитектурного и художественного музея-усадьбы «Коломенское», раскинувшегося на территории в 390 гектар.

 Давайте прогуляемся по музею, познакомимся с его достопримечательностями.

 

 

Зайдем на территорию музея со стороны пр. Андропова недалеко от станции метро «Коломенская» через Спасские  ворота, которые  были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.

Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками – образа Спасителя. Известно и другое старинное их название – «Задние».

Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов.
Створки ворот в древности были глухими.


С юга к воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенные в 1680-е годы и служившие для несения охранной
службы с внешней и с внутренней стороны царской резиденции. Караульни были разобраны в 1814 году при постройке на высоком берегу Москва-реки дворца императора Александра I (1801–1825).

 

До наших дней сохранилась единственная постройка императорского Александровского дворца, Дворцовый павильон 1825 г.


Издавна на этом месте были летние деревянные императорские дворцы:

Екатерининский, где в детстве жил великий князь Александр Павлович, а после того, как он стал разрушаться, и не было возможности его восстановить, император Александр I повелел построить здесь небольшой дворец.

 

Дворец был построен в 1825 г. архитектором Е.Д. Тюриным. Это была ампирная постройка с высокой и массивной башней-фонарем. Рядом с дворцом поставили павильон, который, скорее всего, был предназначен для размещения усадебного театра, который и сохранился до наших дней.

Сразу же за воротами располагались хлебный и кормовой дворы. Они не сохранились и сейчас только обозначены  очертания их фундаментов. Сами палаты были разобраны еще в 1815 г. Кирпич, оставшийся от разборки палат, пошел на сооружение стен, примыкающих к Спасским воротам.

 

Кормовой двор занимался приготовлением еды. На Хлебном дворе выпекали хлеба, пироги, пряники. Изготавливали конфеты, квас.

 В Государевых ледниках хранились продукты, подававшиеся к царскому столу. Ранней весной ледники набивали москворецким льдом, который сохранялся до глубокой осени.   

Здесь же был и Фряжский погреб с иноземными винами, ключничьи, кладовые и другие палаты.

Дальше нам открывается вид на Церковь Казанской иконы Божией матери. 

Деревянный  храм  во имя  Казанской   иконы   Божией   Матери  на Государевом дворе  в   Коломенском  был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630 годах. Это был первый в России храм, в честь этой иконы.

 

В 1649—1653 годах при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание  храма  на высоком подклете с шатровой колокольней.

В других источниках встречал утверждение, что
 Церковь построена в 1640 — 1651 гг. при царе Михаиле Федоровиче в память освобождения Москвы от поляков.

Правда, Михаил Федорович, первый русский царь из династии Романовых, был избран царем 13 марта 1613 года и правил до дня своей смерти 13 июля 1645 года. Т.е. в любом случае окончание строительства пришлось на царствование его сына Алексея Михайловича.

 

Раньше церковь была соединена деревянными переходами с хоромами царевен и считалась домовым храмом.


Так выглядел храм и территория возле него в 1880 г.

Он входил в состав Государева двора и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими  Коломенское  в 1671 г.:
«     в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения».


 

Здание храма трехэтажное, семикупольное, стоит на высоком подклете, имеет с юга внушительную лестницу с шатровым крыльцом, а с северной стороны к храму примыкает высокая, стройная, шатровая колокольня, соединенная с церковью красивой лестницей на ползучем своде.

 

 

 

 

 

 

В церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Державная».   Обретена икона была 2 марта 1917 года в день отречения царя Николая II  от престола. С ее обретением связана следующая легенда.

 

 Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля,  но затем о ней забыли.

Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. 

В церкви находятся также  чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в.), чтимые иконы «Трех матерей» (XVI — XVII вв.), "Всецарица", святого Луки (Войно-Ясенецкого)с частицей мощей. Иконы прп. Алексия, человека Божия, мч. Натальи, прп. Сергия Радонежскогои др.


Церковь действующая, в ней регулярно проводятся службы. Здесь можно посмотреть мой рассказ о том, как проводилось в ней освящение пасхальных куличей в 2012 г.

 

Вы наверное уже успели притомиться? Потому продолжу свой рассказ в следующий раз, а впереди у

нас еще много интересного.

 

Продолжение следует

ОРИГИНАЛ:  http://nik191-1.ucoz.ru/blog/progulka_po_kolomenskomu_chast_...

 

Использованы источники

 

http://mgomz.ru/

 

http://home-edu.ru/user/f/00001231/examen/14-15_vek/duchovnaja.htm

http://www.vidania.ru/icony/icon_derzavnaya.html

Картина дня

наверх