На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 5. "Мустанги", "Тандерболты" и "Дугласы"

  
Британцы в мае 1942 года отправили в Советский Союз 4 "Мустанга I" для войсковых испытаний. Из Англии самолеты прибыли 14 мая и осенью, по окончании серьезных испытаний в НИИ военно-воздушных сил, 3 самолета было передано в 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На данных самолетах летали ведущие летчики полка, но побед не было одержано.

Самолеты свели в так называемую "Группу Федорова". Сведений о боевой деятельности данных машин сохранилось немного, но можно привести два документа. Первый документ – "209 истребительная авиадивизия, Аэродром Красное, 13.09.42. Вылет в район Михеево на сопровождение штурмовиков. Группа непосредственного прикрытия – пять ЛаГГ-3, пилоты: Голованов, Бородин, Балалуев из 21 истребительного авиаполка; Шардаков, Лавейкин их 5 гвардейского истребительного авиаполка. Сковывающая группа – по два "Мустанга" и Як-1. Пилоты "Мустангов": Морозов и Мамаев; Як-1: Чертов и Кутовой (ОШЗ). Прим: После вылета два "Мустанга" не последовали в район цели, взяли курс на свой аэродром. Причины не известны". Второй документ – "Группа Федорова 26.09.1942 совершила 21 с/в. В течение дня был проведен один воздушный бой, в котором участвовало до 18 Ю-88 и 14 Ме-109. С нашей стороны – 2 Мустанг, 2 Як-1 и 2 Мустанг. Сбитых самолетов не наблюдали; лейтенант Кутовой, пилот Як-1, не вернулся с боевого задания. Базирование группы Федорова на аэродроме Бошарово в составе 1 Мустанг, 2 Як-7, 3 Як-1."
Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 5. "Мустанги", "Тандерболты" и "Дугласы"
«Knight of Pythias» - первый «Тандерболт», попавший в Советский Союз. Эта машина проходила оценочные летные испытания в ЛИИ

Первые 3 P-47D-1 в СССР были отправлены в 1943 году по Алсибу (хотя некоторые отечественные исследователи говорят, что это выдумка и все "Тандерболты" поставлялись исключительно через Иран). Через Иран в 1944 году было отправлено по сто истребителей модификаций P-47D-22-RE, P-47D-27-RE. Существуют и другие, отличающиеся данные – так, например, Уильям Грин в труде "Warplanes of the Second World War" пишет о 203 "Тандерболтах" модификаций P-47D-22-RE, Р-47D-27-RE отправленных в СССР из Соединенных Штатов. По данным Грина, 196 самолетов дошло до получателя. Данные из архива Главного штаба военно-воздушных сил Советской Армии не сильно отличается - в 1944 году было получено 190 истребителей Р-47 и в 1945 году - 5. Вероятно, в советском архиве не учитывается еще один истребитель – P-47D-10-RE с заводской номер 42-75202, который был куплен на средства собранные американскими сенаторами, и получивший имя собственное – "Knight of Pythias". Именно он испытывался в ЛИИ и НИИ ВВС в середине 1944 года.

Первые истребители "Тандерболт" на аэродром 11-го запасного бомбардировочного авиаполка прибыли 24 августа 1944 года. По полку в этот день отдали приказ № 30, в котором говорилось о принятии на вооружение полка двух истребителей P-47D-22-RE с двигателями R-2800-59. Масштабные поставки начались позже. Согласно приказам №№ 36, 38 и 39 от 22.12.1944 на вооружение части поступило 62 самолета модификации P-47D-22-RE. Тогда же приняли 47 истребителей модификации P-47D-27-RE. 11-й запасной бомбардировочный авиаполк в общей сложности получил 111 "Тандерболтов".

11-й запасной бомбардировочный авиаполк в течение 1945 года получал "Тандерболты" два раза: 21 апреля – 2 истребителя P-47D-27 производства завода в Фэрмигдэйле и 27 апреля – 4 аналогичных истребителя.

Истребители Р-47 до окончания военных действий в Европе на вооружении фронтовых частей военно-воздушных сил РККА так и не появились. Практически все "Тандерболты" передавались в истребительные авиационные полки Юго-Западного округа противовоздушной обороны. Данную мощную авиационную группировку сформировали 24.12.1944 для прикрытия путей сообщения 1, 2, 3 и 4 Украинских фронтов в Чехословакии, Венгрии и Румынии.

Истребители Р-47 на вооружении частей противовоздушной обороны СССР оставались не долго. По соглашению о ленд-лизе многие самолеты были возвращены американцам. Сосредоточили "Тандерболты" на аэродроме "Стрый", где они и были переданы представителям Соединенных Штатов. Американцы посчитали экономически нецелесообразным вести обратно ставшие ненужными истребители. Было решено привести самолеты в состояние непригодное к полетам, инструментом для данной работы выбрали танки. "Тандерболты" уничтожались на протяжении всей зимы 1945-46 годов. Истребители Р-47 в авиации военно-морского флота СССР получил 255-й истребительный авиаполк военно-воздушных сил Северного флота.

Однако командованию военно-воздушных сил СФ было не до освоения новой техники. Подготавливалась операция "Вест", главной целью которой был разгром в Заполярье немецко-фашистской группировки. Практически каждый день, по мере улучшения погодных условий, прибывали новые авиационные подразделения, которые должны были принять участие в предстоящих боях. Техника буквально забила аэродромы. В связи с этим "Тандерболты" перебросили под Архангельск на остров Ягодник, где размещался резерв ВВС СФ.

В Заполярье новые истребители вернулись уже после Дня победы. В составе 255-го истребительного авиационного полка военно-воздушных сил Северного флота по состоянию на 20.06.1945 было 63 "Тандерболта", включая 2 неисправных. На Север из Ирапа их пригнали летчики 65-го перегоночного авиационного полка военно-морского флота.

5 ноября 1945 года капитан Богданов, инспектор-летчик морской авиации, приступил к войсковым испытаниям, целью которых было определение возможностей боевого применения "Тандерболта". Полеты прошли успешно. Взлет/посадку производили с бетонной дорожки и с грунта. В полете проверялась работа двигателя и турбокомпрессора при различных режимах. Отрабатывали способы бомбометания при пикировании, с горизонтального полета и топмачтовым методом. Во время испытаний выяснилось, что во время пикирования и на выводе из него самолет разворачивает вправо и необходимы значительные физические усилия, для того чтобы избежать это. Поэтому строевым летчикам, которые позднее осваивали "Тандерболты", запретили пикировать под углами более 30 градусов. В отношении боевого применения отмечалось, что "Тандерболт" допускает бомбометание 2-я ФАБ-250, которые подвешены под крылом, с пикирования под углами до 50 градусов с высоты не менее 3 км. С горизонтального полета бомбометание двумя ФАБ-500 или тремя ФАБ-250. При топмачтовом методе хороший обзор и прозрачность фонаря позволяют достаточно точно оценивать расстояние до водной поверхности. По результатам испытаний сделали следующий вывод: самолет "Тандерболт" можно использовать с аэродромов Крайнего Севера.

В 255-м авиаполку боевое применение не отрабатывалось. У летчиков налет на "Тандерболтах" был небольшой, и составлял не более 10 часов. Часть примерно через год вновь перевели на "Аэрокобры", а "Тандерболты"передали на консервацию. Впоследствии они были уничтожены трактором прямо на аэродроме.

На Балтике, куда "Тандерболты" попали немного позже, боевые вылеты совершались. Так, 15-й отдельный разведывательный авиационный полк, имевший пять P-47D-22, обеспечивал прикрытие дальних разведчиков. На Балтику "Тандерболты" прибыли в ноябре 1944 года. Первоначально они использовались 29-ой дальней разведывательной авиаэскадрильей, базировавшейся в Паланге. Одновременно подобные машины начали направлять и в военно-воздушные силы Черноморского флота, где к 01.11.1944 имелось пять Р-47. Однако с вступлением Румынии и Болгарии в войну против Германии на Черном море боевые
действия прекратились. "Тандерболты" на Тихий океан не поступали.

Морская авиация большинство американских тяжелых истребителей сосредоточила в учебных заведениях и запасных полках, но и там они служили не долго. Самолеты передавались из одного места в другое. За училищем им. Сталина числились 30 "Тандерболтов", за Высшими офицерскими курсами – 20. В конце концов, практически все Р-47 сосредоточили на севере, где впоследствии их и уничтожили. Некоторые экземпляры Р-47 до середины 1950 годов являлись учебными пособиями в МАИ в Москве, ВВИА им. Жуковского и ленинградском ВВИА им. Можайского.

Последним истребителем, поставлявшимся в СССР из Соединенных Штатов в годы Второй Мировой войны, был Р-63А/С "Кингкобра". Советский Союз в годы войны получил 2397 серийных Р-63 (более 2/3 из 3303 машин). Все истребители отправлялись по АЛСИБу (Аляска - Сибирь) своим ходом. Путь самолетов начинался на заводах компании в Ниагара-Фоллс и Буффало, где "Кингкобры" принимались пилотами из третей перегоночной авиагруппы, которая затем вылетали в Грейт Фоллс (Монтана). Здесь самолеты проверялись, модифицировались, готовились к эксплуатации в условиях низких температур. После облета самолеты поступали в ведение седьмой авиационной группы, которая перегоняла их в Лэдд Филд на Аляске. До передачи советской стороне проводили последний технический осмотр и при необходимости ремонт.

Однако прежде чем "Кингкобры" прибывали в пункт назначения, они должны были преодолеть нелегкий путь протяженностью в несколько тысяч км. Истребители при этом перегонялись группами, которые вели бомбардировщики В-25 "Митчелл". "Кингкобра" имела относительно небольшую дальность полета, поэтому маршрут был разделен на несколько этапов. Путь между Фэрбенксом и Красноярском (6,5 тыс. км), пришлось разделить на 5 этапов. Американскими летчиками самолеты с заводов перегонялись через территорию Канады на Аляску в Фербенкс, где "Кингкобры" принимались советской военной миссией. После этого истребители передавались первому перегоночному авиационному полку. 1-й ПАП должен был перегнать самолеты через Берингов пролив до Уэлькаля – аэродром на берегу Анадырского залива (1560 км). В Уэлькале находилась база 2-го перегоночного авиаполка, задачей которого было обеспечить перелет по сложнейшему участку до Сеймчана, над Чукоткой и Колымским хребтом (1450 км). Отрезок до Якутска (1200 км) также был не из легких. Здесь самолеты перегоняли летчики 3-го перегоночного авиаполка. Участок до Киренска (1340 км), и до Красноярска (920 км), обслуживали 4-й и 5-й перегоночные авиаполки соответственно.

Истребитель Р-63А- 9 10.09.1944 стал 5000-й американской машиной, которая улетела по северному маршруту в СССР. "Кингкобр" к концу 1944 года по данной трассе шло больше чем Р-39. Поступавшие по ленд-лизу бомбардировщики от Красноярска на фронт отправлялись своим ходом, а вот истребители - на ж/д платформах.

Р-63 с весны 1945 года поступают в строевые части противовоздушной обороны. Данное решение было не случайным: на высотах более 7,5 тыс. м "Королевская кобра" обгоняла советский Ла-7 и британский "Спитфайр" LF IXE. "Кингкобрами" в первую очередь пополняли части, которые ранее были вооружены Р-39. Так, например, к августу 17-й и 21-й авиаполки противовоздушной обороны получили по 10 машин. А первым подразделением, которое получило "Кингкобры", стал 28-й истребительный авиаполк противовоздушной обороны, базирующийся на аэродроме Внуково под Москвой. Несколько машин попало в соседний 39-й авиаполк. Это произошло в конце 1944 г.

Внедрение новых истребителей в военно-воздушных силах началось летом, однако "Кингтабрам" уже не довелось сражаться с немцами. Приоритет отдавался дальневосточным воздушным армиям, которые готовились к боевым действиям с Японией. Привычное направление движения по "Алсибу" изменили. Некоторые машины пошли на Петропавловск-Камчатский, а трасса перегонки из Красноярска продлилась до Уккурея (через Читу в Забайкалье) – для перевооружения частей Двенадцатой воздушной армии. Некоторые самолеты летели сюда прямо из Якутска.

По-видимому, первой истребителями Р-63А была оснащена 190-я истребительная авиадивизия под командованием генерал-майора Фокина В. В., которая в июне 1945 г. была перебазирована в Забайкалье. С 24 июня дивизия начала получать "Кингкобры" и к 2 августа завершила переучивание. Во время боевых действий в Манчжурии 190-я истребительная авиационная дивизия летала с двух аэродромов: "Ленинград" и "Урал" над городом Чойбалсаном (Монголия). После войны данная дивизия некоторое время базировалась под Улан-Удэ. Так же, на Забайкальском фронте в составе 12-ой воздушной армии воевала 245-я истребительная авиадивизия, два полка которой (940- й и 781-й) были оснащены Р-63. Первые "Кингкобры" в 128-ю смешанную авиадивизию, базировавшуюся на Камчатке, поступили в июле – августе. Данными самолетами вооружили 888-й истребительный авиаполк и 410-й штурмовой авиаполк (впоследствии стал истребительным). Р-63 также поступали в 9-ю и 10-ю воздушные армии.

Для данных армий летчики Первой перегоночной авиационной дивизии проложили маршрут до Хабаровска. К началу боевых действий здесь находилось 97 Р-63, которые распределить по полкам не успели. "Кингкобры" во время кампании на Дальнем Востоке использовались для сопровождения разведчиков и бомбардировщиков, прикрытия кораблей и войск с воздуха, бомбардировки и штурмовки японских позиций. 40 Ил-4, прикрываемые 50 Р-63, на второй день наступления осуществили бомбардировку укрепрайона Чучжоу, откуда японские войска вели обстрел советского города Иман. 190-я и 245-я авиадивизии поддерживали наступающие монгольские и советские войска, действуя, главным образом, как штурмовики и истребители-бомбардировщики. Кроме того они осуществляли прикрытие транспортных самолетов, доставляющих горючее передовым механизированным и танковым подразделениям. Бомбы использовали советские – ФАБ-100. Для этого переделывались бомбодержатели. Стоявшие на некоторых Р-63 подкрыльевые крупнокалиберные пулеметы обычно не ставили. 410-й и 888-й авиаполки наносили удары по японским базам, размещенным на Курильских островах, а затем были задействованы для обеспечения высадки десантов на них.

Японская авиация серьезного противодействия практически не оказывала, поэтому не удалось проверить "Кингкобры" в воздушных боях. Единственный успешный бой Р-63 был проведен младшим лейтенантом Мирошниченко И.Ф. из 17-го истребительного авиаполка (190 истребительная авиадивизия). Он 15 августа вместе со своим ведущим Сиротиным, Героем Советского Союза, атаковал пару японских истребителей, которые напали в районе Ванемяо на транспортные самолеты, заходящие на посадку. Один японский самолет был сбит, второй скрылся среди холмов. В различных документах указывается разные типы японских машин: "И-97" ("Накадзима" Ки. 27), или "Оскар" (Ки.43). Однако и тот, и другой типы являлись устаревшими, поэтому исход боя был предрешен с самого начала. "Кингкобры" летом 1945 года попали в морскую авиацию. 7-я истребительная авиадивизия военно-воздушных сил Тихоокеанского флота к моменту объявления войны получить 10 Р-63, и еще несколько десятков в течение августа. Однако их не успели ввести в боевой строй и участия в войне они не приняли.

Сдача советской миссии в Фэрбенксе истребителей прекратилась сразу после капитуляции Японии. К этому моменту успели получить 2400 "Кингкобр" из 2450, заказанных СССР по IV протоколу. 2397 из них прилетели через Аляску и лишь 3 привезли через Мурманск морем. Однако движение по "Алсибу" продолжалось и после капитуляции. Последнюю "Кингкобру" в Елизово (Камчатка) доставили 29 сентября 1945 года. В Уккурее и Красноярске к сентябрю скопилось такое количество истребителей Р-63, что летчики строевых частей до осени 1946 г. забирали и перегоняли их по всему Дальнему Востоку. "Кингкобры" распространялись и в европейской части СССР. Ими были пополнены 5-я гвардейская истребительная авиадивизия в Прибалтике и 269-я истребительная авиадивизия в Армении (полки дивизии стояли в Октемберяне, Ленинакане и Ереване). В 1946 году Р-63 оснастили 101-й гвардейский истребительный авиаполк в Сибири. "Кингкобры" не вернулись в Соединенные Штаты. После войны этот самый современный истребитель "ленд-лиза" занял прочное место в советской авиации, став самой массовой импортной машиной. На Р-63 в 1946 году перевооружили 6-ю гвардейскую истребительную авиадивизию на Украине, первым "Кингкобры" осваивал 20-й гвардейский истребительный авиаполк, стоявший в Зельцах.

"Кингкобры" отправлялись и в части, которые базировались за рубежом, - в Австрии, Германии, Китае. Р-63 получили части 1-ой гвардейской истребительной авиадивизии, размещавшиеся в Нойхаузене, а также 83-го истребительного авиакорпуса, находившегося в Порт-Артуре. Комплектование новой техникой и переучивание личного состава обеспечивались 4-ой и 6-ой запасными авиабригадами. Морские летчики также летали на Р-63. На Балтике, например, ими оснащались 314-й (бывший 21-й) и 246-й гвардейские истребительные авиаполки.

В Советском Союзе изготавливались двухместные учебно-тренировочные "Кингкобры", по аналогичной с двухместными "Аэрокобрами" схеме. Для 3-й воздушной армии переделки осуществляла ремонтная база в Шауляе. Там в 1946-1947 гг. было выпущено 25 учебных Р-63У (их все испытывал Татушин С.Я.). Подобная модификация под обозначением Р-63В изготавливалась и авиамастерскими в Тбилиси.

По крайней мере, один самолет кустарным образом переделали в двухместный в 6-й истребительной авиадивизии (Тирасполь). У летчиков данная машина получила прозвище: "Сарай отказов и дефектов ". Часть "Кингкобр" хотели использовать в "мирных целях". Эти скоростные машины должны были доставлять в другие города матрицы центральных газет. Были сформированы группы летчиков. В строю "Кингкобры" оставались вплоть до принятия реактивных истребителей. Замена Р-63 началась в 1950 году. Напоследок они использовались во время массового переучивания летчиков на реактивные истребители – МиГ-9 и МиГ-15.

Уже после снятия с вооружения боевых частей Р-63 еще долгое время имелись в качестве переходных машин в летных училищах; кое-где они еще встречались даже во второй половине 1950-х гг.

Полностью эти самолеты из строевых полков убрали к концу 1953 г. В мае 1951 г. 246-й гвардейский истребительный авиаполк переоснастили МиГ-15, а в мае 1952 г. подобное переоснащение было проведено в 314-м авиаполку. В марте 1950 года 5-й ГвРАП на Дальнем Востоке заменил "Кингкобры" на Ла-11. До 1951 г. они служили на Курилах в 307- и 308-м истребительных авиаполках. Позже американские истребители были сданы истребительными полками ВВС Тихоокеанского флота. Там они захватили начало войны в Корее, когда вся авиация СССР находилась в боевой готовности. В то время не исключалось возможность того что "Кингкобры" вступят в бой с американскими самолетами. Однако смена поколений авиатехники произошла быстро, и истребители Р-63 остались не у дел.

Американские истребители-бомбардировщики в 1952 г. то ли ошибочно, то ли намеренно штурмовали приграничный аэродром Сухая речка. В результате они повредили восемь уже не летавших Р-63, которые стояли на краю площадки линейкой.

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 5. "Мустанги", "Тандерболты" и "Дугласы"
A-20B с советской верхней турелью УТК-1


Также стоит упомянуть и об использовании в СССР американских бомбардировщиков "Дуглас" A-20G в качестве истребителей. В советской авиации в годы войны служило около 3 тыс. этих двухмоторных бомбардировщиков - различных модификаций от DB-7 до A-20J. При этом самой массовой была модель "G" – 1441 шт.

Как правило, данные самолеты использовались в качестве разведчиков, торпедоносцев и фронтовых бомбардировщиков. Однако некоторые пилоты морской авиации использовали "Дугласы" в качестве истребителя. Установленное в носу мощное вооружение (два пулемета и четыре пушки калибра 20 мм) давало возможность успешно бороться с транспортными Ю-52 и летающими лодками.

Интересен тот факт, что несколько пилотов, летавших A-20G, стали асами. Самым результативным был Шаманов Иван. В 1928 году он закончил летное училище, до начала войны летал в гражданской авиации, затем был призван в армию. Шаманов к сентябрю 1943 года осуществил 129 боевых вылета, сбив 8 самолетов и потопив 4 корабля противника. 22 января 1944 года за эти успехи его удостоили звания Героя Советского Союза. Несколько A-20G-1 в полевых условиях модернизировали до ночных истребителей. 173-й бомбардировочный авиаполк в сентябре 1943 г. перевооружили на A-20G-1 с Пе-2, преобразовав в 112-й авиационный полк специального назначения. Следом таким же образом преобразовали 45-й бомбардировочный авиаполк, который стал 113 авиаполком спецназначения. Эти два полка входили в состав 56-й авиадивизии, где принимал участие в охоте за вражескими самолетами и ночных атаках объектов на германской территории.

Оба полка 10 января 1944 г. получили статус гвардейских, став 26-м и 27-м гвардейскими авиаполками дальней истребительной авиации. Большинство A-20G было оснащено примитивными советскими радиолокационными станциями "Гнейс-3". Данные самолеты также получили дополнительное вооружение: в бомбоотсеке установили две пушки калибра 20 мм и два пулемета калибра 12,7 мм.

Летчики модернизированных большинство времени провели в тренировках и приняли участие всего в 3 воздушных боях. Капитан Казанов сбил 2 Не-111, а лейтенант Шестериков – один планер DFS 230. Эти результаты были весьма скромными, поэтому дальнейшее перевооружение признали нецелесообразным.
 

Статьи из этой серии:


Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 1. "Харрикейны"
Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 2. "Томагауки" и "Киттихауки"
Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть З. "Кобры"
Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"

Источник: http://topwar.ru/22644-sovetskie-asy-na-istrebitelyah-lend-liza-chast-5-mustangi-tanderbolty-i-duglasy.html

Картина дня

наверх