На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как уничтожали Александро-Невский православный собор в Варшаве

 

Известный польский историк и культуролог Я. Тазбир недавно так высказался на страницах влиятельной польской газеты: "По сей день российская печать, а также издания, выпускающиеся в Польше Православной Церковью, напоминают нам о взорванном соборе на Саской площади...” Смеем заметить: это не так. О величественном православном соборе, некогда стоявшем в центре Варшавы, в России мало кто знает, у нас почти не помнят о нем. Есть примеры и вовсе удивительные. Года два назад пришлось быть свидетелями того, как экскурсовод в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии, рассказывая об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем Второй мировой войны, когда почти вся Варшава превратилась в руины...

Мы плохо знаем свою историю, даже самое недавнее прошлое. Впрочем, не знают всей правды о судьбе собора и его разрушении и в самой Польше. Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, наличием "в определенные исторические моменты” неких "национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. ...


Об истории этого большого и красивого собора написано не в пример больше, чем о памятнике семи генералом. Я же, как поклонник старых фотографий, хочу дополнить все рассказы профессиональных историков иллюстрациями.

Итак, собор был заложен в 1894 году стараниями героя сражений на Балканах, тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Владимировича Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве тогда могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих этого города
Ещё в 1893 году был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром III 13 января 1894 г.


Проект

Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего "апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице.
Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.

Оцените масштабы храма

Отдельно надо отметить сложность и красоту внутренней отделки нового собора. К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде.
Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Один факт, что основные работы по строительству храма и колокольни завершили за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет….

Открытие, 1912 год

20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во им благоверного великого князя Александра Невского.


Южный предел храма был освящён в честь св. Николая, северный — в честь святых Кирилла и Мефодия. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай на освящении произнёс следующую речь: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия». После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.


Никто тогда и предположить не мог, каким недолгим будет век этого величественного собора. Всего через два года после его открытия начался «Последний спор Императоров»...


Первая мировая война заставила эвакуироваться практически все русское население Варшавы. Было принято решение вывезти из Александра-Невского собора иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. И надо сказать, решение об эвакуации иконостаса из храма оказалось очень правильным.


Немецкий парад у собора

Когда в Варшаву, в начале 1915 года, вошли полки Кайзера – первым делом храм был переделан под гарнизонный костёл и немецкую кирху.


Немецкие изменения


 С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе уже 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта.


Обратите внимание на снятые кресты


После возвращения независимости Польше в 1918 году судьба собора, возвращённого православной епархии (настоятелем собора стал архиепископ Антоний), была предметом многолетних споров. Собор воспринимался поляками как символ русского господства и потому был крайне непопулярен.

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Ещё одним аргументом была архитектурная «чужеродность» этого здания в городе, несоответствие эстетики здания польской архитектуре в целом «razi on nas swojemi formami, drażni nasze poczucie narodowe»

Вильна тоже сыграла негативную роль в судьбе этого храма. Именно искусствоведческий факультет виленского университета подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности…

 

Официальных "причин” оказалось слишком много - тогда возможно было серьёзно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.
Надо признать, что часть польского общества была категорически против разрушения даже «вражеских» храмов.


Выдвигались различные варианты переоборудования и «перепрофилирования» собора. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать "соборитами” (тут можно вспомнить виленских «шарманщиков-катериненцев» - рискнувших вопреки угрозам ярых националистов присутствовать при открытии памятника Екатерине II), тем самым как бы подчёркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в изменённом виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, и даже перестроить на католических гарнизонный костёл...

Проект переделки в католический храм


Невзирая на незначительные протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). 

Попытки сохранить собор делались даже когда его начали сносить, однако противников сноса было мало, и их упрекали в недостатке патриотизма. Летом 1924 года православный член польского сената Вячеслав Богданович произнёс речь в его защиту.

 



Снос собора потребовал гигантских средств. Не так просто оказалось, разрушить такое монументальное и огромное здание, которое русские «захватчики» строили из самых дорогих, самых лучших материалов. В 1920 году журнал «Tygodnik Ilustrowany» писал, что разрушение собора по предварительным проектам стоило бы 30 миллионов марок. Власти Варшавы таких средств не имели…

Придавая большое значение политическому и национальному значению разрушению крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса.



Масштаб задачи, по тем временам, был огромный. Для декорации внутреннего убранства, и для конструкционных элементов собора, использовали только самые дорогие материалы. Самоцветы, мрамор, разноцветный финский гранит. К тому же внешние стены храма покрывала дорогая керамическая плитка. Снос был трудной задачей.



Много лет потом «материалом, полученным в результате сноса» пользовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки (przy Trasie W-Z) были сделаны из ценного гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавэле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома (Kamienice przy Nowym Świecie) везде пригодились остатки собора.

 Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах. После длительного хранения в Национальном музее Варшавы другие фрагменты были установлены в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы).

Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра-Невского…



Саксонская площадь после разрушения собора - отлично видно насколько гигантским был храм. (Прохожие стоят на месте храма)

Сейчас о величественном храме напоминают только старые редкие фотографии


и несколько сохранившихся фрагментов мозаик…


Злой шуткой истории можно посчитать тот факт, что немцы в 1942 году переименовали Саксонскую площадь, где стоял Александро-невский собор, в "Adolf Hitler Platz"

 


Вот такая грустная история…
Надеюсь, она не вызовет у вас огульного неприятия «этих проклятых поляков», а просто заставит задуматься о превратностях истории...

P.S. Интересно, те кто, разрушив старые памятники, сегодня ставят на главных площадях бывших имперских городов памятники своим «свободам», задумываются ли о том, что может прийти тот день, когда кто-то будет решать – вписываются ли ИХ памятники в архитектурный стиль городов?
  ОРИГИНАЛ http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istor...
 
 

 

Картина дня

наверх