На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Вождь - менеджер - шутник-2

Сталин даже шутил крайне прагматично. Для пользы дела в его понимании...

...В предыдущем материале  на похожую тему я высказал предположение, что Иосиф Сталин даже шутил на государственнические темы. Шутил жестко, цинично, на грани фола с общенравственной точки зрения и до инфаркта у объекта шутки. Но все в этих шутках было подчинено делу, которому служил Сталин: он хотел сильную страну, для чего добивался безграничной власти и на что ее, власть такую, использовал. Сталину, это теперь очевидно, не нужна была власть ради власти или ради личного обогащения. Он хотел или все, или ничего...

 

По большому счету он не прогадал, а получил все. И страну, и власть в ней, и личный комфорт, при котором не нужны ни счета в банках, ни драгоценности, ни особняки. В графе «профессия, род занятий» он, как и император Николай II при всероссийской переписи населения, мог бы скромно написать «хозяин земли русской».

А вот вам и полулегендарный пример: спички в СССР и изначально, и потом были весьма и весьма «незажигательные», и вот однажды к Сталину вызвали директора спичечной фабрики. Тот зашел к вождю, а Сталин, ничего не говоря, взял со стола спичечный коробок и начал одну за другой зажигать спички, которые упрямо не хотели давать огня. Одну за другой, одну за другой, а огня нет. Директор, говорит легенда, все понял и поседел прямо в кабинете. А спички, например, «Гомельдрева» с тех пор с трудом, но все же начали зажигаться... 

И ведь какой живучей была память о том живительно-продуктивном страхе перед Сталиным. Мы в студенческой молодости на истфаке о похожей ситуации шутили приблизительно так: «У нас генералы плакали. Да что там генералы – секретари ЦК выходили из кабинета, за сердце держась! И вы думаете, на них кричали, голос повышали, ногами топали, иголки под ногти загоняли? Нет, тихим голосом так спрашивали: «У вас что, партбилета два?». А внизу уж неотложка дожидается...». А ведь это был брежневский застой. Но людям все равно хотелось, чтобы кто-то взял да и встряхнул эту зажравшуюся, как ее после звучно назвали, партхозноменклатуру. А вы представляете, как люди хотят этого сейчас, когда нынешние властители совсем оборзели и краев не видят и не хотят видеть в погоне за наживой за чужой счет.


На обороте рисунка Иосиф Виссарионович прокомментировал свой художественный образ: «Всем членам Политбюро. Брюханова за его нынешние и будущие прегрешения следует подвесить за яйца. Если они выдержат, тогда следует признать его невиновным, все равно что оправданным по суду. Если они оторвутся, его следует утопить в реке»

Об этом же рассказывает и случай с товарищем Брюхановым. История свидетельствует: Николай Павлович Брюханов – ленинский «гвардеец», член РСДРП с 1902 года и к тому же старинный приятель Сталина, за что, рассказывали очевидцы, довольно часто становился объектом для шуток и приятельских приколов вождя, на которые реагировал неизменной улыбкой и стыдливым румянцем. И Сталин ценил его за это до тех пор, пока в начале 30-х годов прошлого века в СССР не начала ухудшаться экономическая ситуация. А Брюханов в это время был наркомом финансов СССР. И Сталин, желая исправить положение, набросал дружеский шарж на Брюханова, который вы видите выше. Дескать, работать надо, иначе...

Товарищ критики не понял и слетел со своей должности. Но и дальше продолжал «не понимать» – обиделся, связался с антисталинской оппозицией, то да се. И конец его был соответствующим: в 1938 году товарища Брюханова арестовали. Но обошлись в деле без «яичных» подсказок Сталина, его просто расстреляли как «контрреволюционера» и «вредителя»... 


Не спасли Брюханова ни дружба со Сталиным, ни «горьковские» усы

Потому что у Сталина был один принцип – ему важно было дело. Касалось это и промышленности, и сельского хозяйства, и обороны, и искусства, раз мы уже затронули эту тему. Некто Геннадий Турецкий (не путать со спортивным тренером по плаванию) собрал и систематизировал в Интернете некоторые шутки Сталина. И вот одна из них: Сталину показывали фильм «Смелые люди». Ему понравилось, как Алексей Грибов скачет на лошади, и он похвалил: «Хорошо скачет артист Грибов». Последовало пояснение: «Товарищ Сталин, это рирпроекция». – «Что такое рирпроекция?». – «Грибов сидит на табуретке и подпрыгивает, а сзади под это подложен фон». Сталин удивился: «Вы что, на этой табуретке хотите обогнать Голливуд?».

Вот какие, оказывается, были планы у вождя – обогнать Голливуд...

И точно так же, прагматично, понимая, кто перед ним, кто чего стоит и что из кого можно извлечь для пользы дела, Сталин общался с «мытцями». И шутил о них. И нередко шутки становились «маячками», которых пытались достичь. Но Сталин, повторяю, четко понимал, кто перед ним. И потому шутки подчас не просто злые или горькие, но и грустные...
 

Вот некоторые из них:

- режиссер Константин Станиславский был импульсивным человеком. Однажды во время репетиции он вспылил, что в реквизите театра нет веревки. В приливе чувств бросился звонить Сталину: «Невозможно работать, нет веревки!». Сталин спокойно выслушал и спросил: «А сколько веревки нужно?». – «Метра три». – «Хорошо, товарищ Станиславский, работайте спокойно». Через два часа к театру подъехал грузовик с трехтонной бухтой веревки;



- супруга Анатолия Луначарского – актриса Малого театра Наталья Сац (Розенель) была самоуверенной, амбиционной женщиной, своим бестактным поведением частенько ставившей в неловкое положение мужа-наркома. Как-то Сталин сделал последнему замечание насчет поведения его жены. «Я люблю эту женщину, товарищ Сталин», – решительно возразил Луначарский. «Любите дома. А в казенной машине чтоб не смела разъезжать по магазинам и портнихам», – ответствовал вождь;

- в 1939 году, после победы на конкурсе юмористов Аркадий Райкин впервые был приглашен в Кремль на правительственный прием в честь 60-летия Сталина. Там он читал рассказ, в котором употреблялось слово «авоська». Во время его выступления Сталин не смеялся, только однажды наклонился к Ворошилову и что-то спросил. Когда Райкин закончил, воцарилась тишина, потому что Сталин долго сидел неподвижно. Наконец вождь зааплодировал, а за ним – все остальные. Райкина пригласили сесть за стол между Сталиным и Климом Ворошиловым. И тут он спросил: «Товарищ Ворошилов, что во время моего выступления вам сказал товарищ Сталин? Это какая-то критика?». – «Товарищ Сталин спросил, что значит слово «авоська». Сидевший рядом Сталин налил актеру полный бокал коньяка и предложил тост: «За талантливых актеров!». Райкин выпил. Сталин налил снова: «За Ленинград, дающий нам талантливых актеров!». Райкин выпил второй бокал и захмелел. Его увели и отправили домой;

- в начале 1942 года гостиница «Москва» стала огромным общежитием многих представителей творческой интеллигенции. На одной из вечеринок у известного кинематографиста Романа Кармена произошло знакомство его жены-красавицы Нины (дочери Емельяна Ярославского) с Василием Сталиным. Между ними возникает бурный роман. В отчаянии Кармен пишет письмо Сталину, чтобы тот призвал сына к порядку и вернул ему жену. Ответ был короток: «Мужчина должен уметь сам защищать свою честь, а не писать жалобы». Но через некоторое время Нина все-таки вернулась к мужу;



- декабрь 1943 года. Вечер в Кремле после утверждения Гимна СССР. Справа и слева от Сталина – авторы слов: Габриэль Эль-Регистан и Сергей Михалков. Первый несколько раз настойчиво пытался положить на тарелку вождю ветчину. Реакция была такова: «Не ухаживайте за мной! Я здесь хозяин, а вы – гость. Я должен ухаживать за вами». Второй почтительно слушал тосты и добросовестно опорожнял фужеры с грузинским вином. Наблюдательный Сталин мягко сделал ему замечание: «Не надо пить до дна, надо пригублять. А то мне будет неинтересно с вами беседовать»;

- Сталин смотрел фильм «Весна», в котором играла Любовь Орлова. Фильм понравился. Потом в просмотровом зале накрыли стол. Сталин поднял тост за создателей фильма, а потом предложил: «Пусть Жданов нам поиграет, а мы потанцуем». После чего пригласил Орлову и танцевал с ней почти все время, пока играл Андрей Жданов;

- как-то на приеме Сталин спросил у известной актрисы Любови Орловой: «Тебя муж не обижает?». Орлова кокетливо улыбнулась: «Иногда обижает, но редко». Сталин спокойно продолжал: «Скажи ему, что если он будет тебя обижать, то мы его повесим». А муж Орловой, кинорежиссер Григорий Александров, присутствовал тут же. Посчитав, что настала его очередь вмешаться в шутливый разговор, он с улыбкой же и спросил: «За что повесите, товарищ Сталин?». На что совершенно серьезно Сталин ответил: «За шею, товарищ Александров»;



- академик Александр Богомолец утверждал, что человек может жить до 150 лет. Сталин внимательно следил за его работой, оказывал ему всяческую поддержку и не обходил наградами и званиями. Когда же в 1946 году академик умер в возрасте 65 лет, Сталин сказал: «Вот ведь жулик: всех обманул!»;

- Сталин смотрел премьеру оперы композитора Ивана Дзержинского «Поднятая целина». После просмотра он пригласил в аванложу композитора и постановщика Самуила Самосуда. «Как вы относитесь к классике?», – спросил вождь композитора. «Критически!», – без колебаний ответил тот, тогда еще студент консерватории. «Вот что, товарищ Дзержинский, рекомендую вам закупить все партии композиторов-классиков, спать на них, одеваться ими и учиться у них», – мягко посоветовал Сталин. А Самосуду так же спокойно сказал: «Большой театр – святая сцена классического искусства, а не сцена портянок и навоза»;

- во время одного из выступлений Ивана Козловского в Кремле члены Политбюро стали вызывать его «на бис» и предлагать что-то исполнить: «Спойте арию... Спойте романс...». Вмешался Сталин: «Нельзя покушаться на свободу художника. Товарищ Козловский хочет спеть «Я помню чудное мгновенье», а вы отвлекаете»;



- однажды утром академик Евгений Тарле был разбужен телефонным звонком. Говорил Сталин: «Вы читали сегодняшнюю «Правду»?». – «Нет, товарищ Сталин, еще не успел». – «Ну и хорошо! И не читайте. А то я недоглядел». Тарле открыл газету и увидел, что в ней опубликована разгромная статья о его последней книге. А вскоре «Правда» опубликовала положительную статью о Тарле;

- артист Михаил Геловани, исполнитель роли Сталина в предвоенных историко-революционных фильмах, как-то попросил поселить его на даче Сталина у озера Рица. Когда об этом доложили вождю, тот спросил: «А почему Геловани хочет жить на Рице?». – «Хочет вживаться в ваш образ». – «Тогда пусть начнет с Туруханской ссылки»;

- однажды к Сталину по его вызову приехал не руководитель Союза писателей СССР Александр Фадеев, а его заместитель Николай Тихонов. Сталин спросил: «А где Фадеев?». – «Товарищ Фадеев уехал на охоту и еще не вернулся». – «У нас товарищ Шверник тоже любит охотиться. Но он уезжает в субботу, в воскресенье опохмеляется, а в понедельник выходит на работу». После случая вторичной подобной «охоты» Фадеева Сталин напрямую спросил его: «Где вы пропадали, товарищ Фадеев?». – «Был в запое», – с большевистской прямотой ответил тот. «А сколько дней он у вас обычно длится?». – «Дней 10-12, товарищ Сталин». – «А не можете ли вы, как коммунист, проводить это мероприятие дня в три-четыре?..»;



- поэтесса Вера Инбер была двоюродной племянницей Троцкого. Естественно, как родственницы «главного врага народа» ее сторонились, и потому в большой группе писателей, представленных в 1939 году к награждению орденами, фамилии Инбер в списке не значилось. На это обратил внимание не кто иной, как Сталин: «Она племянница Троцкого? Ну и что? Наградить орденом «Знак Почета». Вера Инбер прошла всю блокаду Ленинграда. Ее блокадные стихи заслуженно стали рядом со стихами Ольги Берггольц в литературной летописи подвига города-героя. В 1946 году она была удостоена за них Сталинской премии;

- перед войной вышел Указ о наказании за опоздание на работу свыше 20 минут. На следующий день после его выхода Василий Иванович Качалов опоздал на час во МХАТ. В театре возникла паника, и директор театра запросил указания у Сталина. Пришел ответ в такой форме: «За недоведение до сведения народного артиста СССР тов. Качалова Указа Президиума Верховного Совета СССР объявить строгий выговор директору МХАТа».

Сегодня по-прежнему много говорят о культе личности Сталина: дескать, непомерно вождь любил восхваления. Мне же кажется, что все обстояло гораздо сложнее: Сталин и свой культ подчинял общему делу – люди должны бояться и обожествлять власть, чтобы лучше работать. А вот что по этому поводу собрал Турецкий:



- банкет в Кремле. Сталин прохаживается вдоль праздничного стола, попыхивая трубкой. Длинный величальный тост в честь Сталина произносит Алексей Толстой. Говорит долго, употребляя все более и более превосходные степени и эпитеты. Сталин ходит, слушает, потом останавливается и хлопает Толстого по плечу: «Хватит надрываться, граф»;

- режиссер фильма и кинематографическое начальство на съемках фильма «Сталинградская битва» очень беспокоились, что актер Алексей Дикий, игравший вождя, говорит без акцента. Актер отвечал: «Только не учите меня. Я сам знаю, что нужно». После выхода фильма Дикий пригласил к себе друзей, чтобы отпраздновать это событие. Выпили, закусили, и вдруг в полночь – звонок в дверь: «Собирайтесь, вас в Кремле ждет товарищ Сталин». «Э, нет, – ответил Дикий. – Как же я могу показаться Сталину, если я водку пил, чесноку наелся? Никак нельзя мне сейчас ехать...». Но ехать пришлось. В кабинете его встретил Сталин и поинтересовался: «Товарищ Дикий, мне понравилось, что вы говорили без всякого акцента, что вы и внешне не похожи на меня, и не пытались даже загримироваться. Но мне интересно, почему вы играли меня не так, как другие артисты? У тех и акцент, и сходство есть, а впечатление не то». – «Потому что я играл не вас. Я играл впечатление людей о Сталине». Сталину ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши. Затем, по запаху распознав состояние актера, вышел из кабинета и вернулся, держа в руках бутылку вина и лимон. Дикому чуть капнул, выпил и сказал: «Вот теперь будем говорить с вами на равных». Поговорили, очевидно, неплохо: во всех последующих фильмах роль Вождя и Учителя Дикий исполнил «на отлично», став народным артистом СССР, лауреатом пяти Сталинских премий.

 
...И, конечно же, Сталин – это, кроме прочего, и миллионы невинных жертв, положенных на алтарь вселенской иллюзии о братстве, равенстве и справедливости для всех. Тут вполне можно согласиться с Федором Достоевским, утверждавшим, что одна слеза ребенка не стоит никаких социальных экспериментов. И Сталин наверняка знал, что такой строй недостижим в принципе. Но он хоть пытался это сделать. Он реально был не только хозяином своей страны, но и плотью от ее плоти. И в этом плане – слугой народа, а не наемником то ли эфемерной лживой демократии, то ли собственной мошны, наполнение которой прикрыто всевозможными красивыми словами ее обладателей. Как сейчас... 
 

...Знаете, почему так легко рушится все, что построено нынешними властителями? 
 
Мне кажется, на это ответил Никколо Макиавелли: «...Наемники славятся тем, что медленно и вяло наступают, зато с замечательной быстротой бегут».

 

Владимир СКАЧКО (по материалам Интернета)

 

Еще по теме

Вождь - менеджер - «шутник»

 


Источникhttp://telegrafua.com/

Картина дня

наверх