На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Как Россия осваивала свои окраины. Чукотка

На самом крайнем северо-востоке Евразии лежит самый отдаленный регион России. Сюда не проложены автомобильные дороги, не идут поезда. Самолет – единственный способ преодолеть большое расстояние от Москвы до Анадыря. Но сегодня рассказ о тех временах, когда о самолет приходилось только мечтать и, тем не менее, русские люди осваивали это дальний уголок нашей земли, не считаясь со всеми сопутствующими трудностями и лишениями.

Огромная роль в начале освоения этих земель принадлежит Семену Ивановичу Дежневу.
Казак-мореход Семен Иванов(ич) Дежнев занимает виднейшее место в плеяде русских мореплавателей. В 1648 году он прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий, доказав тем самым, что Азия и Америка не являются одним материком, а отделены друг от друга.

За 80 лет до Беринга он прошел через пролив, отделяющий Азию от Америки. Берингу, кстати, не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнев прошел пролив с севера на юг, по всей его длине.

Начиная с 1640 года Дежнев неоднократно участвовал в походах по Восточной Сибири.

В 1646 году мезенец Исай Игнатьев совершил первое плавание по Ледовитому океану на Восток от устья реки Колымы и привез в Нижне-Колымск моржевую кость (рыбий зуб). В 1647 году была послана за рыбьим зубом новая партия промышленников, в которую правительственный приказчик острога боярский сын Василий Власьев включил и Дежнева. На него возложена была обязанность собирать пошлины с добычи и "объясачивать" (обложить данью) местные народы. Эта партия скоро вернулась, встретив на пути непроходимые льды; но в 1648 году холмогорец Федот Алексеев Попов снарядил новую партию, к которой примкнул Дежнев.

Она вышла в море в составе 90 человек, на шести кочах. Часть ее скоро отделилась, но три коча, с Дежневым и Поповым, продолжали держать путь на восток, в августе повернули на юг, а в начале сентября вступили в Берингов пролив. Далее им пришлось обогнуть "Большой каменный нос", где разбило один из кочей, а 20 сентября какие-то обстоятельства заставили их пристать к берегу, где в битве с чукчами был ранен  Попов и единственным начальником остался Дежнев.

Пройдя пролив и, конечно, даже и не предчувствуя важности своего открытия, Дежнев пошел со спутниками далее на юг, вдоль берегов; но бури разбили последние два коча и носили Дежнева по морю, пока его не выбросило на берег.

Под "Большим каменным носом" Дежнева надо подразумевать мыс Чукотский, как единственный, местоположение которого подходит к описанию Дежнева. Это обстоятельство, вместе с указанием Дежнева (в челобитной 1662 года), что коч его был выброшен "за Анадырь реку", утверждает за Дежневым несомненно честь первого исследователя пролива, названного Куком проливом Беринга только по неведению о подвиге Дежнева.

Потерпев крушение, Дежнев десять недель шел с 25 спутниками к устью реки Анадырь, где погибло еще 13 человек, а с остальными он перезимовал здесь и летом 1649 года, на вновь построенных лодках, поднялся по реке до первых поселений инородцев, которых и объясачил.

 Здесь, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. В 1650 году сюда прибыла, сухим путем, партия русских из Нижне-Колымска; этим путем, более удобным, чем морской, воспользовался и Дежнев (1653), для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и "мягкой рухляди". В 1659 году Дежнев сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми, но оставался в крае еще до 1662 года, когда вернулся в Якутск.

Анадырский острог в конце 17 века он был разрушен. А официальной датой основания города является 1889 год, когда в этих местах начали закладывать пограничный пост Ново-Мариинск. Пост был назван в честь жены Александра III императрицы Марии Фёдоровны. Постепенно у поста сформировалось село. В 1923 году село было переименовано в Анадырь по названию реки, в лимане которой он стоял. Статус города село получило в 1965 году. Сейчас Анадырь  является административным центром Чукотского автономного округа.

Об основании Анадыря сегодняшний фоторепортаж, основанный на фотографиях 1889 г., сделанных при посещении этих мест командой  русского парусно-винтового клипера (крейсера 2-го ранга) "Разбойник".



Разбойник — русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии (типа «Крейсер»). Построен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге корабельным инженером капитаном Н. А. Субботиным. 1888-1889 — Гидрографические работы в Анадырском лимане, в устье реки Анадырь команда заложила пост Ново-Мариинск, а на острове Беринга — четыре астрономических пункта.



Следуя древней традиции военных и торговых кораблей, российский клипер "Разбойник" совершил кругосветное плавание между 1886 и 1890 гг. Во время путешествия его экипаж делал наблюдения и снимки на остановках, включая виды природы, а также местные исторические достопримечательности и важные географические объекты.



Летом 1889 года "Разбойник" держал курс мимо Камчатки и Чукотки в северной части Тихого океана. Корабль заходил в порт Петропавловска и на Командорские острова. Оба места напоминали о великом морском капитане 18 века Витусе Беринге.



Во время своего короткого пребывания на северном побережье Тихого океана "Разбойник" доставлял товары для нового Анадырского окружного управления, которое за год до этого стало правительственным центром северо-восточной части России.

В устье реки Анадырь экипаж также помогал в строительстве поселения Ново - Мариинск (в настоящее время город Анадырь).



Часто случалось, что Российские корабли, совершающие кругосветное путешествие, заходили на некоторое время в воды северной части Тихого океана для оказания помощи в государсвенных проектах. Летом 1889 года "Разбойник" принимал участие в строительстве нового города (Ново-Мариинск, в настоящее время Анадырь) и административного центра на полуострове Чукотка.



В июле 1889 года "Разбойник" прибыл в устье реки Анадырь с материалами для строительства управления и других зданий в новом городе Ново-Мариинск. Размещаясь между юртами чукчи, Анадырское окружное управление в дальнейшем представляло царское правительство на самом краю северо-восточной России.



Летом, находясь на севере Тихого океана, "Разбойник" проплыл вдоль побережья восточной России мимо Камчатки и Чукотки. Заходя в различные порты, такие как Петропавловск, корабль прошел мимо величественных вулканов, покрытых снегом, которые расположены вдоль хребта полуострова Камчатка.



"Разбойник" также зашел в порт Никольское на Командорских островах. За долгие годы многие русские корабли останавливались там, чтобы отдать дань памяти Витуса Беринга, похороненного на этом острове.



Поселение Ново-Мариинск было основано в дельте реки Анадырь. Являясь якорной стоянкой и пунктом обеспечения полуострова Чукотка, этот новый город помог царскому правительству расширить эффективный контроль над самыми отдаленными территориями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОРИГИНАЛ http://nik191-1.ucoz.ru/blog/kak_rossija_osvaivala_svoi_okra...

Картина дня

наверх