Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    И не просто  иностранец... Американец...!Открытое письмо А...
  • Виктор Некрасов
    У вас информация не полная. По пятницам на канале "Спас" известный журналист Мамонтов ведет передачи, на которые приг...Финансовая тайна ...
  • Удав Иванович
    Золотой Запас царской России прихватизировали чехи, которые через Японию вывезли его к себе, а потом построили военны...Финансовая тайна ...

T-28 – танк-крейсер

Первый массовый средний танк


 

T-28 – танк-крейсер

В первые межвоенные годы большинство танковых держав вооружали свои армии почти исключительно лёгкими танками.  Правда, наряду с лёгкими мелкими сериями и даже единичными экземплярами строились и тяжёлые боевые бронированные машины, которые называли сухопутными дредноутами.Однако ниша между лёгкими и тяжёлыми танками долгое время пустовала. Пустовала она до тех пор, пока в нашей стране не появился многобашенный средний танк Т-28.

 

 

T-28 – танк-крейсерНазвать Т-28 первым в истории средним таком было бы не совсем корректно – ещё в 1929 году в нашей стране появился средний танк Т-24. Однако этот танк был выпущен лишь в  15 экземплярах и был использован в основном в качестве учебной машины.

 

История же Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с Семёном Гинзбургом. В задачу этой комиссии входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне неприемлемые условия приобретения машины - за каждый танк без вооружения англичане просили по 16 тысяч фунтов, что составляло тогда 155 тысяч рублей золотом.

В связи с этим, было принято решение отказаться от приобретения A6  и вместо этого создать танк аналогичного класса собственными силами.

 

По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемёта в главной башне и ещё двух пулемётов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 T-28 – танк-крейсери Т-26 T-28 – танк-крейсер.

 

T-28 – танк-крейсер

Первый прототип танка, получивший наименование Т-28-1, из неброневой стали совершил первый испытательный пробег 29 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя всё ещё не была к тому времени готова. 11 июня 1932 года Т-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА.

 

Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учётом этих замечаний, а также результатов испытаний первого прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведён до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка, которое началось на Кировском заводе в Ленинграде.

 

T-28 – танк-крейсерПервая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая 10 из них прошли в составе парада по московской Красной площади.

Т-28 представлял собой средний танк классической трёхбашенной компоновки с двухъярусным расположением вооружения.

 

Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, а отделение управления, совмещённое с боевым — в лобовой. Танк имел противопульное бронирование. Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемёта и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулемётных башен.

 

Башни танка размещались в два яруса. 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°. Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на Т-28 начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, что позволяло её бронебойному снаряду пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м при угле встречи в 60° к нормали. Этой пушкой вооружались не только новые таки - производилась также плановая замена старых пушек на новые и на танках более ранних выпусков, и к началу войны пушкой Л-10 были перевооружены уже две трети танков Т-28.

 

T-28 – танк-крейсерВ качестве силовой установки танку Т-28 служил V-образный авиационный карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, эксплуатационной мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Максимальная мощность составляла 500 л. с. при 1450 об/мин. 5,3-кратная степень сжатия вынуждала использовать авиационный бензин Б-70.

 

Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за ненадёжности (радиостанция постоянно перегревалась) её уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.

 

 В 1933 году первые 10 танков Т-28 поступили на вооружение 2-го отдельного танкового полка Ленинградского военного округа, затем в 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года приказом Наркома обороны танковые полки были развёрнуты в отдельные тяжёлые танковые бригады. В своём составе бригада имела 54 танка Т-28, 16 танков БТ, 18 танков Т-26 и 3 огнемётных танка БХМ-3, а также многочисленные автомобили. Личный состав бригады составлял 1400 человек.

 

T-28 – танк-крейсерОдна из таких бригад - 20-я тяжёлая танковая бригада имени С. М. Кирова - участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939—1940 годов.

 

В составе бригады насчитывалось 105 танков Т-28 (ещё 67 новых танков было получено бригадой в процессе боевых действий), а также лёгкие танки БТ-5 T-28 – танк-крейсер(8 шт.), БТ-7 T-28 – танк-крейсер(21 шт.), огнемётные танки БХМ-3 (11 шт.), 20 бронеавтомобилей, многочисленные грузовые машины и 2926 человек личного состава. За время конфликта танки бригады 155 раз были подбиты артогнем, 77 раз подорвались на минах 21 раз тонули в болотах и 197 раз выходили из строя по техническим причинам. Однако в большинстве случаев эти танки вновь вводились в строй - бригада имела хорошую ремонтную базу, да и Кировский завод находился не так даеко. Безвозвратные же потери бригады составили лишь 32 танка - 30 из них не подлежало восстановлению после боевых повреждений, а два захватили финны.

 

T-28 – танк-крейсерВ ходе боёв на «Линии Маннергейма» танки Т-28 использовались по своему прямому назначению — для поддержки пехоты при прорыве укреплённых позиций противника.

 

При этом, несмотря на то, что Т-28 создавался по требованиям начала 1930-х годов, их применение в целом было весьма успешным, особенно в сравнении с танками Т-26 и БТ. В частности, Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80—90 см, хорошо преодолевали рвы, эскарпы и прочие противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с ДЗОТами и даже небольшими ДОТами, а множество пулемётов позволяло создавать настоящий ливень свинца. Однако, вместе с тем, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять огню противотанковой артиллерии, в частности, 37-мм пушек «Бофорс».

 

 На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Такой вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).

 

К 15 сентября 1940 года на вооружении Красной Армии состояло 443 средних танка Т-28. К июню 1941 года их число сократилось до 411, из которых полностью боеспособными были порядка 250 машин.

 

Танки Т-28 активно использовались в начальный период войны, однако почти все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов и общей дезорганизации частей РККА, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей к ним. Осенью — зимой 1941 года уцелевшие Т-28 продолжали эпизодически встречаться на фронтах. Небольшое количество этих машин участвовало в Битве за Москву. К весне 1942 года Т-28 имелись только в Ленинградском военном округе (порядка 20 машин). Последнее же их боевое применение в составе РККА было зафиксировано зимой 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда.

 

T-28 – танк-крейсер

Т-28 на Ленинградском фронте



Источник: http://opoccuu.com/t-28.htm

Картина дня

))}
Loading...
наверх