На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

По следам разведгруппы лейтенанта Василия Петрова. Карельский фронт. 1942-ой год. Михаил ОРЕШЕТА.

История порой преподносит совершенно неожиданные открытия. Помню, в 1970-е годы мы усиленно искали останки разведгруппы лейтенанта Василия Петрова, погибшей в тылу фашистов. Примерно лет через десять появились некоторые данные о последнем походе героев. Удалось найти и захоронить останки нескольких погибших.

Для дальнейших поисков необходимо было знать маршрут группы. По обрывочным данным, в основном по интуиции, мы попытались пройти дорогой разведчиков. Уверенности в том, что это нам удалось, не было никакой.

(Гораздо позднее..) один из наших поисковиков Андрей Копытов сделал перевод книги немецкого автора Ганса Рюфа «Горные стрелки под Мурманском».

1.Фотография, сделанная на новой дороге со стороны финской границы в сторону Титовского УРа - артиллерия противника на прицепе у полугусеничных тягачей выдвигается на позиции.

из книги Г.Рюфа "Горные стрелки перед Мурманском".(http://blockhaus.ru/forum/index.php?showtopic=20927&st=180)


Неожиданно встретилась информация и о группе Петрова.

 


 Мы должны вспомнить о них. А вместе с ними всех, кто отдал свои жизни ради спасения Отечества.

10 марта 1942 года лейтенант Василий Петров получил приказ срочно прибыть в штаб 23-го укрепрайона. Встал на лыжи и - к Корабельному ручью. Его провели в одну из землянок. За столом сидели майор и подполковник. Говорил майор.

- Лейтенант! Мы тщательно изучили ваше личное дело. То, что вы умеете ходить на лыжах, хорошо ориентируетесь на местности, являетесь кандидатом в члены партии большевиков, определило наш выбор...

Петрову объяснили, что он назначается командиром разведгруппы особого назначения. Люди в группу уже подобраны. Начало операции назначено на 20 марта. Задача будет поставлена накануне выхода в тыл.

19 марта разведчики услышали задание: выйти к дороге Петсамо - Титовка. Установить наблюдение за движением транспорта. Заметив штабную машину, уничтожить охрану и взять пленного. Язык должен быть офицером. Документы забрать все, какие окажутся в машине...

Петров склонился над картой. Беглая прикидка показала, что им предстояло пройти по тылам врага более 100 километров, а если учесть гористую местность, то и все - 150.

В ночь пересекли линию боевого охранения. Обогнули минное поле на пути к бывшей шестой погранзаставе. Петров дал команду остановиться и подождать шедшего замыкающим младшего лейтенанта Козакова.

- Все в норме? - спросил I тихо.

- Какое там. Лыжня остается как борозда. Через пару часов немец на хвосте будет.

Впереди была лощина, поросшая березняком. Петров довел группу до обрыва и резко свернул к заливу. С трудом спустились к берегу.

- Снять лыжи. Осторожно за мной, - дал команду лейтенант.

До залива шли по обледеневшим валунам. Было тяжело, но этот маневр давал небольшой шанс запутать следы.

День провели, зарывшись в снег. А едва стемнело, отправились в дальнейший путь. Около трех ночи вышли на дорогу Петсамо - Титовка. Устроили засаду. Не прошло и получаса, как из-за поворота показалась легковая автомашина. Трудно было определить, кто пассажиры и сколько их, но Петров подал команду к бою.

В задачу входило убить шофера. Первый выстрел был сделан неудачно. Машина только увеличила скорость. Было видно, как в салоне засуетились два пассажира. Но после того как огнем ударили по колесам, автомобиль резко развернулся и, поднимая снежную пыль, вылетел на обочину. Все пассажиры были убиты.

И в этот момент все увидели, как со стороны Титовки медленно выползают грузовики.

- Уходим! - скомандовал Петров, заталкивая в вещмешок два увесистых портфеля с документами.

Он несколько изменил направление и через небольшой перевал вывел группу в урочище. Но не успели они достичь середины озера, как показались егеря. Те явно настигали разведчиков. Выходило, что без боя не обойтись.

Справа от озера шла узкая расщелина. Отряд повернул к ней, и Петров скомандовал:

- Замаскироваться! Лыжи под себя! Приготовиться к бою!

Егеря приближались. Похоже, они потеряли разведчиков из виду. Остановились. От группы отделился один лыжник, побежал поперек озера. У лыжни, оставленной отрядом, махнул палкой.

- Огонь! - дал команду Петров.

15 карабинов метнули смертоносный металл в сторону егерей. Те бросились на снег и поползли в разные стороны. Раздались ответные выстрелы, крики, стоны раненых. В этом скоротечном бою был тяжело ранен сержант Бойко. Пуля раздробила левое колено и лишила возможности передвигаться великана ростом под два метра. Огромного труда стоило нести раненого, передвигаясь на лыжах по гористой местности.

У подножия скалистой высоты сделали большой привал. Сказывались усталость и бессонная ночь. Люди буквально валились с ног. Едва перекусили, как показался немецкий самолет. Он пролетел в сторону Муста-Тунтури, затем вернулся обратно и выбросил в сопки десант. Разведчики насчитали 25 парашютистов. Капкан захлопывался.

В 15 часов противники встретились на озере Сислуккаярви. Перестрелка продолжалась около часа. С нашей стороны были ранены Васильев и Барикин. Немцы неожиданно ретировались, открывая дорогу рыбачинцам. Впрочем, это мало радовало, так как со стороны моря показалась еще одна группа егерей. Теперь шансы выбраться из западни были равны нулю. Бойко и Барикин обратились к командиру.

- С нами вам не выйти. Оставьте патронов и уходите, мы прикроем. И еще дайте по гранате.

Как ни тяжело было, но Петров вынужден был согласиться.

Разведчики помогли раненым товарищам занять позицию среди прибрежных валунов. Обнялись на прощанье и, прижимаясь к берегу, поползли в северный конец озера. Но едва достигли середины спуска, как на гребне высоты показались егеря.

Не предпринимая никаких действий, они наблюдали за нашими солдатами.

Вышли на озеро. Еще перевал - и шестая погранзастава. И тут тишину разорвали длинные пулеметные очереди. Били два становых и четыре ручных пулемета. Оставаться на озере - значит погибнуть.

- Ребята! В атаку! - что есть мочи закричал командир.

Он поднялся и побежал немного левее, там строчил только один ручной пулемет. Под прикрытием камней прибежали немногие. На озере навечно остались Козаков, Гунин и Шаршигин. Сам Петров получил ранение.

Огонь немного ослаб. Из-за ближайших валунов послышалось:

- Иван! Сдавайся!

- В ответ Гуртовой поднялся во весь рост и бросил в сторону егерей гранату, но тут же упал от метко посланной пули.

Петров подполз к красноармейцам Латыкову, Васильеву и сержанту Ахметшину.

- Мы тут пошумим и вас прикроем, а вы берите левее и через заставу к своим. Доложите обстановку и попросите помощи.

Петров, Файззулин, Постьев, Беляев и Печенюк помощи так и не дождались. Только в 1983 году мы нашли их останки и захоронили у Муста-Тунтури .

Латыков, Васильев и Ахметшин сумели доползти до бывшей погранзаставы.

Здесь они заспорили, как действовать дальше, и в итоге разошлись. Около четырех ночи Латыков наткнулся на немцев и, прижав к груди гранату, выдернул чеку...

Васильев сумел проползти между двумя пулеметными точками и попытался выбраться к заливу. Но недалеко от воды обнаружил 14 трупов красноармейцев. Среди погибших увидел знакомого санинструктора. Полез к нему в карман, чтобы забрать документы, - и тут раздался взрыв мины.

25 марта в 7 часов утра из района боя выполз в боевое охранение сержант Ахметшин. Он был ранен в руку, бедро, шею и нос. В архиве сохранилась запись его рассказа о последнем бое разведчиков:

«...В живых никого не осталось. Кто был ранен, того немцы добивали. Ко мне подошли четыре немца, осмотрели руки и карманы. Забрали револьвер. Пытались снять сапоги, но не смогли. Два раза выстрелили с близкого расстояния. Одна пуля задела шею, вторая бедро. Долежал до темноты и пополз к своим, здесь меня и подобрала I группа лейтенанта Сердюкова».


ВОТ то, что мы узнали в 1990 году. Что же пишут об этом горные егеря?

«...23 марта на 1035 километре Русенштрассе (дорога Петсамо - Западная Лица. - Авт.) был атакован финский легковой автомобиль.

...Была обнаружена лыжня в направлении на Север. Группа 47-го батальона истребителей танков под командованием лейтенанта Мозере стала преследовать русских по лыжне. Через некоторое время летчик-разведчик сообщил о том, что между группой Мозера и русскими бой... Вскоре другая группа обнаружила тела лейтенанта и 6 солдат...

...Поступила команда "Русских не пропускать на Север». Во время второго боя русские использовали темноту и вновь вышли из окружения. По всей видимости, действовала специальная разведгруппа солдат, которая вела себя очень умело. Около 23 чат сов рота окружила русских, которые пытались прорваться к Рыбачьему полуострову вдоль залива Маттивуоно. Во время боя 8 русских были убиты, один бросился со скалы в залив и утонул...»

Как видим, горные егеря подтверждают наши данные о действиях группы лейтенанта Петрова. Они даже предположить не могли, что раненый сержант Ахметшин останется в живых и сможет выбраться к своим.

Нам остается только гадать, кто был тот отчаянный воин, который, во избежание плена, бросился со скалы в воду губы Малая Волоковая.

В воспоминаниях горных егерей нет сведений о том, удалось ли им найти документы, похищенные из автомобиля. Между тем известно, что вещмешок с ценными бумагами разведчики донесли до места последнего боя. По всей видимости, он до сих пор покоится в ущелье.

Что удивительно во всей этой истории? То, что в походе 1990 года мы чисто случайно повторили маршрут разведчиков. Что нас вело? Наверное, души павших, которые до сих пор маются, оттого что не преданы земле останки.

И еще одно. Группа Петрова в назначенное время вышла в нужную точку на дороге Печенга - Титовка, и именно в это время там показалась штабная машина. Разведка сработала на пять с плюсом.

http://www.b-port.com/smi/8/4476/83266.html#ixzz2riKrxwJ5

Картина дня

наверх