На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Король Советского Союза

Эта история началась  в конце 1914 года, когда в Российской Империи всерьез приступили к разработке проекта линейного корабля с 406-мм орудиями. Новый тип линкора предполагалось заложить после того, как сойдут на воду чудовищные корпуса линейных крейсеров «Измаил».  Предполагалось что новые, тридцатипятитысячные линкоры будут нести по 12 орудий калибра 406-мм в трех четырехорудийных башнях.

 

Однако покамест Российская Империя только-только осваивала производство четырнадцатидюймовых орудий, а разработка 406-мм не вышла еще за стадию предэскизного проектирования. Тем не менее, шестнадцатидюймовые орудия и башни к ним требовались весьма срочно – потому их разработку поручили не только русскому акционерному обществу орудийных заводов, но и английскому «Виккерсу».
Надо сказать, что проектирование четырехорудийных башен представляло собой чрезвычайно непростую в техническом отношении задачу. Современное 406-мм орудие должно иметь вес свыше 100 тонн и ни один флот мира пока еще не имел на вооружении артсистем такого калибра. А требовалось разместить в башне аж целых 4 таких орудия – и это в то время, когда и трехорудийные башни воспринимались как весьма рискованный технический эксперимент! Причем не то, чтобы удачный – среднее орудие в трехорудийной башне как правило заряжалось несколько медленнее, чем крайние, что создавало определенные проблемы для управлением огнем.  
А потому заказчиком отдельно оговаривалось, что орудия в четырехорудийной башне не должны были иметь искусственного ограничения по скорострельности, которая должна быть одинаково высока для всех орудий башни!
В России было создано несколько проектов четырехорудийных башен, в том числе весьма удачные,

 

 

Но Октябрьская Революция и воспоследовавшая за ней гражданская война, казалось, навсегда похоронили планы строительства мощного русского линейного флота. Всеми забытые труды русских инженеров медленно желтели на полках архивов…
Тем удивительнее, что во флоте СССР четырехорудийным башням была  уготована неожиданно долгая жизнь.

Конструкторы «Виккерса», честно отработав уплаченные Российской Империей авансы, разработали свой вариант четырехорудийной башни – на бумаге он смотрелся весьма неплохо. Но увы - российский императорский флот прекратил свое существование, а флот его величества полагал двухорудийную башню превосходным стандартом и не был склонен лезть ни в какие технические авантюры.
Однако после вашингтонского морского соглашения, ограничившего водоизмещение будущих линкоров 35 тысячами тонн, британские адмиралы вынуждены были пересмотреть свое решение. Становилось ясно, что если Британия все еще собирается править морями (а она собиралась) то британской промышленности предстоит продемонстрировать умение воплощать максимум боевых качеств в минимальном весе. И для перспективных линкоров Его Величества четырехорудийные башни отныне виделись весьма интересным решением, которое очень хотелось опробовать на практике.  Однако Британский флот не привык кидаться «в омут головой» и желал посмотреть перспективную новинку в деле. Нужно помнить, что башни представляли собой одно из самых сложных устройств боевого корабля, иногда требовались годы на то, чтобы искоренить недостатки и «детские болезни» башен новых проектов.

Однако же в свои права вступили «линкорные каникулы» - в течении 10 лет страны-участницы  вашингтонского морского соглашения не имели права строить новые капитальные корабли. Казна Британской Империи переживала не лучшие времена, военные расходы повсеместно урезались…
Правда, британцы имели право построить два 406-мм линкора.  «Виккерс» попытался предложить четырехорудийную башню для будущих «Нельсона» и «Роднея», но эти предложения были отклонены – хотя мнения адмиралов разделились, флот все же предпочел девять 406-мм орудий в трехорудийных башнях. Однако, совместным натиском адмиралов-сторонников четырехорудийных установок и промышленников, удалось выбить фонды на строительство одной такой батареи в Дувре – как ни могуч был Ройал Нэви, но все же страна не хотела совсем забывать  о береговой обороне. 

Инженеры «Виккерса» снова взялись за работу – все, на что хватило выделенных скупым парламентом средств, это четырехорудийная установка под уже имеющиеся на складах 356-мм орудия, созданные для чилийского дредноута «Альмиранте Кохрейн». Моряки просили денег на башню с 406-мм или хотя бы 381-мм орудиями, но парламент счел такое расточительство чрезмерным. Проект переделали под более легкие пушки, строительство и установка башни были выполнены точно в срок и, казалось, британская промышленность в очередной раз продемонстрировала свои непревзойденные талант и мастерство…

 

Орудия заряжались при фиксированном угле возвышения, так что их скорострельность оказалась относительно невысока. Механизмы получились совершенно ненадежными, сотрясения собственных залпов постоянно размыкали контакты или заклинивали перемещающиеся части устройств. Несмотря на несколько лет доводки, обеспечить техническую надежность установки так и не удалось. Так что, несмотря на некоторые интересные решения в целом башня получилась откровенно неудачной.
Однако же и трехорудийные башни «Нельсонов» морякам не слишком понравились. К тому же англичане всегда предпочитали иметь на кораблях и в башнях четное количество орудий…  И флот сделал свой выбор, продолжив работы по четырехорудийным башням. Вскоре разработчики пришли к выводу, что засовывание всех 4 пушек в одно боевое отделение было ошибкой – четырехорудийная установка должна состоять из двух полубашен, каждая из которых повторяет конструкцию обычной, двухорудийной башни. Надо сказать, что к таким же выводам пришли и во французском флоте, да и русские проекты предусматривали именно «полубашневую» конструкцию.

 

В итоге дуврскую установку полностью переделали

 

Увы, но во имя минимизации расходов их лордства не разрешили выделить средства на создание еще одной четырехбашенной установки. И зря – в итоге стоимость переделки оказалась выше стоимости строительства новой башни… Зато новая работала как швейцарский хронометр.
А в это время…нет, тучи еще не сгущались на горизонте, но державы явно утрачивали способности и даже желание к поиску приемлемых компромиссов. Вашингтонское соглашение 1922 г было подписано пятью державами, владевшими пятью сильнейшими военно-морскими флотами мира – и это было прекрасно. Но на Лондонской конференции 1930 г Франция и Италия отказались от участия в новом морском договоре и количество высоких договаривающихся сторон сократилось до трех. А в 1934 г подписавшая лондонское морское соглашение Япония уведомила  Англию и США о своем выходе из всех договоров по военно-морским вооружениям.

В этой обстановке державы готовились к новой конференции, но с чем туда могла придти Англия? Согласно Вашингтонскому морскому соглашению державы имели право строить 35-тысячные линкоры с 16–дм артиллерией. Однако британские конструкторы давно уже убедились, что сбалансированный 406-мм линкор в таком водоизмещении построить невозможно. Увеличивать водоизмещение не хотелось ни испытывавшим финансовые сложности англичанам, ни американцам, желающим сохранить возможность своих новых линкоров проходить через Панамский канал. Но даже если все же пойти на увеличение водоизмещения – где англичанам взять 406-мм пушки? То, что стояло на «сестрах-уродках» («Нельсоне» и «Роднее») британским адмиралам категорически не нравилось. На разработку новых артсистем времени и средств не было – да и кто бы гарантировал, что такая разработка будет успешной?
А вот если строить линкоры с 356-мм артиллерией…

Во первых – в пределах 35 тыс. тонн можно было создать быстроходный линкор несущий 14-дм орудия и хорошо защищенный от 14-дм снарядов. Во вторых – у англичан уже были  замечательные наработки по 14-дм орудиям, таковые разрабатывались и для «Альмиранте Кохрейн» и  для русских «Измаилов», а теперь для них имелась превосходная четырехорудийная башня.  В третьих – если и американцам и японцам удалось создать хорошие 16-дм пушки, то 356-мм орудий, способных сравниться с британскими у них не было.

Таким образом, протолкнув 14-дм калибр в качестве верхнего ограничения для линейных кораблей,  Англия получала возможность с минимальными затратами обогнать прочие державы в новой гонке линейных кораблей, которая должна была вот-вот начаться...

Аккуратно прозондировав почву, англичане узнали, что американцы вполне готовы согласиться на 14-дм калибр. Все дело в том, что в США также не смогли разработать сбалансированный линкор с 406-мм орудиями но за тридцатипятитысячетонное стандартное водоизмещение им не хотелось выходить также.
А потому, к концу 1935 года англичане разработали проект линкора в 35 тыс тонн с тем, чтобы закладку можно было осуществить сразу же после завершения конференции.  Главный калибр состоял из 3 четырехорудийных 356-мм башен, вспомогательный – 16 стволов 133-мм орудий.  Корабль должен был нести развитый бронепояс, имеющий 343-мм в районах погребов и 305-мм – в районах энергетической установки, толщина бронепалубы над погребами должна была составить 152-мм, над ЭУ- 102 мм. Предполагалось, что четырехвальная установка совокупной мощностью в 80 тыс. л.с. сообщит линкору скорость до 27 узлов в нормальном водоизмещении. Адмиралтейство поставило в известность кораблестроителей о намерении строить крупную серию таких линкоров, причем первые два планировалось заложить в 1936 году.

Увы, умные британцы на сей раз перехитрили самих себя. Казалось, что на Второй Лондонской морской конференции англичане добились своего – новые линкоры должны были иметь стандартное водоизмещение в 35 тыс. тонн и не более чем 14-дм главный калибр. Но договор подписали только три державы – Британия США и Франция. Прочие страны к договору не примкнули.  А это означало то, что в самое же ближайшее время флоты Италии, Германии, Японии будут пополняться линкорами с 380-406-мм орудиями. И потому уже на самой конференции предусмотрено было, что если Япония не присоединится к Второму лондонскому договору до 1 января 1937 года (англичане предлагали 1 апреля 1937 но американцы настояли на своем) – стандартное водоизмещение линкоров разрешено будет увеличить до 45 тыс.тонн. а главный калибр – до 406-мм. Таким линкорам британский проект противостоять не мог. Хотя дюжина 356-мм орудий и обеспечивала приемлемую (хотя и меньшую, нежели 9-406-мм)  огневую мощь, но защита никак не годилась против 380-406-мм снарядов.
В этой ситуации лучшее, что могли бы сделать англичане – это спроектировать новый тип линейного корабля с 406-мм орудиями с тем, чтобы заложить такие линкоры в 1937 году, после неприсоединения Японии к договору. Однако Британский лев в очередной уже раз пошел своим извилистым путем…

… Британия решила скрупулезно соблюдать условия Второго лондонского соглашения, своим личным примером призвав державы присоединиться к договору – жест, безусловно, красивый, но чрезвычайно наивный.  Вместо того, чтобы разработать и строить конкурентоспособные линкоры Британия перебалансировала имеющийся у нее проект 14-дм линкора с тем чтобы тот, оставаясь в 35-тысячетонном водоизмещении мог противостоять 380-мм снарядам европейских линкоров. Толщину бронепояса довели до 381-мм в районе погребов и 356-мм – в районе ЭУ. Палубу над погребами оставили той же, но в районе ЭУ нарастили со 102 до 127 мм. Разумеется, такое усиление защиты не могло пройти даром – одну из четырехорудийных башен пришлось заменить двухорудийной, уменьшив таким образом количество стволов с 12 до 10. Этот вариант линкора именовался в британских документах как «проект 14P»

 


Если бы эти корабли были построены, то британский флот получил в свое распоряжение весьма тихоходные (относительно германских и итальянских линкоров) «утюги», чья огневая мощь уступала любому современному линкору, в то время как их защита едва ли компенсировала подобные недостатки. К счастью, этого не произошло – но, как ни удивительно, благодарить за это следовало Советский Союз…
Дело в том, что пока шла переработка проекта, в бой вступил британский дипломатический корпус, задачей которого было «затащить» во Второй лондонский договор как можно больше стран – в том числе и СССР. Переговоры начались. Сталин был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы ввести СССР в большую политику, сделав Страну Советов участницей международных договоров. При этом, по мнению Иосифа Виссарионовича страна уже вполне созрела для создания могущественного океанского флота.
Как раз в 1936 году СССР активизировал как собственную разработку проектов линейных кораблей, так и попытки получить такие проекты от других стран – США и Италии. Рассчитывая когда-нибудь присоединиться к договорам, ограничивающим морские вооружения, СССР добровольно ограничил стандартное водоизмещение своих проектирующихся линкоров (тип «А») тридцатью пятью тысячами тонн. Однако советские проектировщики очень быстро убедились в том, что уже поняли и американцы и англичане - сбалансированный быстроходный линкор с 406-мм орудиями в таком водоизмещении невозможен. Попытки воспользоваться мировым опытом не привели к успеху – США делиться новейшими разработками категорически отказались, да и от итальянцев получить проект «Литторио» так и не удалось. Правда, «Ансальдо» предложила проект линкора водоизмещением в 42 тыс. тонн

 

 

– но даже этот проект имел, с точки зрения УВМС существенные недостатки, а попытки их устранения быстро привели к тому, что водоизмещение линкора выросло до 45-48 тыс. тонн. Но даже и в таком весе значительная часть требований ОТЗ реализована не была.

По всему выходило, что желание Сталина строить сильнейшие в мире корабли требовало создания более чем пятидесятитысячных гигантов (Начальник КБ-4 Грауэрман и главный конструктор Чиликин утвреждали что выполнение всех требований ТТЗ без перегрузки возможно только при создании линкора в 54 000 тонн водоизмещения). К строительству подобных монстров страна явно не была готова, а потому возникла идея – отложить строительство гигантов типа «А» до лучших времен, ограничившись пока постройкой нескольких современных линкоров, способных противостоять тем же «Литторио», но имеющих водоизмещение порядка 35-40 тыс. тонн.

А потому Литвинов сообщил британской делегации, что СССР, в общем, согласен присоединиться ко второму лондонскому договору, но лишь при том условии, что Великобритания окажет самое деятельное содействие в строительстве флота СССР и в первую очередь – поможет наладить производство линкоров современного типа. При этом Литвинов указал, что СССР хотел бы заказать строительство первого линкора на британских верфях…

Англичане задумались. С одной стороны – им совсем не улыбалось вооружать СССР новейшими кораблями. Но с другой стороны:
1)    Строительство линкора в Великобритании за советские деньги шло на пользу не только судостроительной промышленности Англии, но и делало политику СССР в известной мере предсказуемой на ближайшие несколько лет. Вряд ли Страна Советов ринулась в какие-то авантюры, рискуя тем, что оплаченный ею линкор был бы реквизирован Британией!
2)    В обозримом будущем флот СССР ничем не мог угрожать Ройал Нэви  - для этого он был совершенно недостаточен как по количеству, так и по уровню подготовки (которую британские офицеры небезосновательно считали весьма низкой).

3)    Литвинов особо подчеркивал, что СССР нуждается, в первую очередь, в тихоокеанском флоте, который мог бы сдерживать аппетиты Японии. Для Британии не было секретом то, что японский флот регулярно нарушает морские границы СССР и озабоченность СССР своим Дальним Востоком была понятна. А усиление советского тихоокеанского флота было Англии выгодно, так как СССР мог стать ценным союзником в возможной борьбе со ставшей слишком уж самостоятельной Японией.
И потому их лордства (после известных прений) все же приняли положительное решение по данному вопросу и предложили СССР «проект 14P». Особую ценность данному предложению придавало то, что именно такие корабли должны были пополнить ряды британского флота в самое ближайшее время…
…И каково же было изумление англичан, когда СССР отказался!

Советская делегация, ознакомившись с ТТХ британского линкора сделали неутешительные выводы – англичане собираются строить слабые да еще и ограниченные в скорости корабли.  В СССР знали о том, что итальянцы и французы строят линкоры с 8-9  380-мм орудиями, предполагалось что и немцы вскоре заложат такие же, и против всего этого британские 10  356-мм выглядели весьма кисло.  А уж про Дальний Восток…  Даже самые слабые японские линкоры имели дюжину 14-дм орудий, не говоря уже о «Нагато» с его 8 – 406-мм. В общем, СССР хотел получить значительно более мощные корабли.
Советское руководство колебалось – то ли англичане дезинформируют СССР, то ли они всерьез собираются  совершить огромную ошибку, начав строительство слабейших линкоров в мире. Но что мог  сделать в таком случае СССР?

В обстановке строжайшей секретности британской делегации было заявлено, что СССР, который рассчитывает получить линкоры для нужд Дальнего Востока не может позволить себе создавать корабли, заведомо более слабые чем те, что собирается строить Япония. А в подтверждение своих слов советская делегация передала англичанам документы, раскрывающие планы Японии начать  в ближайшее время строительство линкоров, вооруженных девятью 406-мм орудиями и водоизмещением 43 тыс. тонн.
Совершенно неизвестно, что это были за документы. Их, впоследствии не удалось найти ни в хранилищах СССР, ни в архивах Форин-офиса. Трудно представить, что советская разведка имела доступ к проектировщикам нихон-кайгун и большинство современных исследователей сходятся в мысли, что данные документы – подделка и мистификация.

Так ли это, или нет – мы уже вряд ли узнаем. Зато мы совершенно точно знаем о том, что британцы поверили предоставленным СССР сведениям о японских линкорах.
И это была бомба. Теперь уже англичане ясно понимали, что их политика ограничений потерпела крах и что Япония, которая по всей видимости, разрабатывала свои линкоры с момента денонсации ею всех договоренностей, ни за что не присоединится ко Второму лондонскому договору, но заложит свои линкоры в самое ближайшее время. Тогда с 1 января 1937 года действующие ограничения падут, и США приступит к строительству линкоров в 45 тыс. тонн с 406-мм артиллерией!
А Великобритания, заигравшаяся в политику Великобритания, увы, не имела возможностей быстро ответить тем же – имеющиеся средства были вложены в разработку 356-мм линкоров, и ни времени, ни денег на создание нового проекта и новой 406-м артсистемы попросту нет!  В итоге Англия вновь вынуждена была идти на компромисс между тем, что было нужно и тем, что можно было сделать относительно быстро. Так появился «проект 14О».

Решено было взять «проект 14P» и, ничего принципиально не меняя, добавить еще 4-5 тыс. тонн водоизмещения с тем чтобы вернуть кораблю возможность нести три четырехорудийные башни с 356-мм орудиями, а также улучшить бронирование и увеличить скорость. Англичане полагали, что с минимальными переделками смогут превратить «проект 14P» в линкор с дюжиной четырнадцатидюймовок главного калибра, способный развить 29-30 узлов, защита которого в состоянии будет противостоять 15-дм снарядам европейских линкоров на относительно небольших дистанциях боя в условиях ограниченной видимости Северного моря. И такой корабль, по мнению англичан не должен был стать тяжелее 39-40 тыс.тонн. 

Параллельно разработке и строительству «проекта 14О» предполагалось создать 406-мм пушку и трехорудийную башню к ней. Если бы вдруг случилось чудо, и такая установка была бы готова до окончания строительства линкоров «проекта 14О» - можно было бы заменить 3 *4 356-мм башни 3*3-406-мм.  Уж это было несложно – и вес и габариты четырехорудийной 356-мм башни вполне соответствовали трехорудийной 406-мм. Так что и ранее построенные корабли с 3*4-356-мм сохраняли возможность модернизации в 406-мм линкоры.

Но все же такой корабль не мог стать основой линейных сил британского флота. Имея весьма мощное бронирование борта при вполне умеренной бронепалубе, он годился для действий в Северном море, где плохая видимость ограничивала дистанции дуэлей линейных кораблей, а вот для противостояния японским кораблям на Тихом океане требовалось существенно увеличить толщины бронепалуб для боя на дальних дистанциях и вообще оптимизировать защиту под противодействие 16-дм снарядам. Поэтому, сразу же после завершения проектных работ по «проекту 14О» англичане собирались приступить к созданию нового типа линкора, который бы изначально проектировался под 3*3-406-мм орудия и имел бы надежную защиту от 406-мм «чемоданов». Этот проект, обозначавшийся в британских документах как «тип «Лайон» должен был определить лицо британского линейного флота на ближайшие десятилетия.
А поскольку англичане понимали, что строительство серии линкоров по «проекту 14О»  есть только временная мера и что в самом скором времени им придется создавать более мощные и защищенные корабли с 406-мм орудиями - так почему бы и не помочь СССР организовать строительство кораблей  «проекта 14О»? По мнению адмиралтейства, русские все равно не смогут строить линкоры в сопоставимых с «Владычицей морей» количествах, а к тому времени, как советская промышленность дорастет до серийного строительства «проекта 14О»,  британский флот перейдет на более мощные «Лайоны»… так почему бы и нет?
Спустя несколько месяцев разработка проекта 14О была завершена. Так завершилась непростая история разработка линейных кораблей типа «Кинг Джордж V»

 



Артиллерия
Главный калибр представляла дюжина четырнадцатидюймовых орудий в трех четырехорудийных башнях. Британские 356-мм/45 пушки, размещаемые в отдельных люльках, были рассчитаны на ведение огня 721 кг снарядами имевшими начальную скорость 757 м/сек, при этом ресурс ствола составлял весьма внушительные 340 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы составляла 35,3 км при угле возвышения в 40 град. Скорострельность на всех углах возвышения достигала 3 выстр/мин. Установки отличала чрезвычайно высокая надежность механизмов.

 

Англичане стремились в полной мере извлечь уроки из малоудачного для них Ютландского сражения – а одним из таких уроков было неважное качество британских бронебойных и полубронебойных снарядов.  Такой ошибки британцы уже никогда не допускали, и их 356-мм бронебойный снаряд являл собой вершину технической мысли. Английский АРС содержал почти 18 кг нового мощнейшего ВВ «шеллит» - модифицированного лиддита, не имевшего более склонности к самопроизвольной детонации. На «макаровский» бронебойный наконечник надевался специальный баллистический колпачок, а взрыватель был помещен в специальную втулку, несколько удаленную от донной части, что увеличивало шанс сохранения его работоспособности при ударах о косую преграду.

В общем, главный калибр линкоров являлся чрезвычайно грозным оружием, чего, увы, нельзя было сказать о среднекалиберной артиллерии. Попытка создать универсальное 133-мм орудие не увенчалось успехом. 133-мм/50 оказалось вполне адекватным для действия против эсминцев и легких кораблей, так как 36,5 кг снаряд обладал достаточной эффективностью по таким целям, но в качестве зенитного орудие имело ряд неустранимых недостатков.

Англичанам не удалось сделать двухорудийную 133-мм установку полностью автоматической – вкладывание снаряда в ствол, его досылание, вкладывание заряда производились вручную. Это, с одной стороны, потребовало введения раздельного заряжания, так как 133-мм унитар был бы слишком тяжел, а раздельное заряжание, в свою очередь, сократило темп стрельбы с 12  выстр/мин по техзаданию до 7-8 выстр/мин, но и этот темп стрельбы удавалось поддерживать только в первые минуты боя.


В отличие от «проекта 14Р», количество спаренных 130-мм установок было увеличено с 8 до 10.
Что до зенитных автоматов – то из роль выполняли знаменитые «пом-помы», которые, увы, к началу второй мировой войны уже никак не могли считаться эффективным зенитным оружием – мешала очень низкая начальная скорость снаряда и, как следствие, небольшая дальность прицельного огня. Но все же это было надежное и достаточно грозное оружие – хотя шансов поразить современный самолет прицельным огнем было немного, зато 8 стволов «пом-пома» ставили очень плотную огневую завесу, прорваться сквозь которую было весьма непросто.

 



На линкорах стояло по 6 восьмиствольных установок – в районе передней трубы. Предполагалась установка четырех четырехствольных  12,7-мм пулемета Виккерса на башни ГК,

но в последний момент заменили их на четырехствольные «пом-помы».


Впоследствии ПВО линкоров данного типа усиливали и 40-мм «бофорсами»и 20-мм Эрликонами.

  Бронирование и ПТЗ
Отличительной особенностью британских линкоров являлся бронепояс огромной высоты – 716 см, погружавшийся в воду на 3,6 м. По сравнению с первоначальным «проектом 14Р», у которого толщина брони, прикрывающей ЭУ была понижена до 356-мм на «проекте 14О» бронепояс имел толщину в 381-мм на протяжении всей цитадели. Вне цитадели, как и у «проекта 14Р» имелся узкий пояс, прикрывающий погреба с острых курсовых углов – высотой 2 м и длиной по 12 м в нос и в корму – там толщина плит плавно сокращалась с 343 до 305 мм в носу и до 280-мм в корме. Всего, таким образом, толстые бронеплиты прикрывали 70% длины корабля, что являлось безусловно выдающимся результатом. Более того – в отличие от  «проекта 14Р» появилась противоосколочная 51-64-мм броня, прикрывающая оконечности линкора – в первоначальном проекте защита предусматривалась по типу «все или ничего». Также увеличение водоизмещения позволило забронировать погреба 37-мм бронелистами со всех сторон, кроме днища, что довело толщину горизонтальной защиты до 187-мм. Еще были увеличены толщины брони башен и барбетов – если ранее самая толстая броня составляла 324 мм, то теперь – 374 мм.
В остальном бронирование соответствовало «проекту 14Р» - 125-мм палуба над ЭУ, 254-305-мм траверсы и 127-102-мм палубная броня вне цитадели.


По сравнению с первоначальным проектом ширина ПТЗ на миделе увеличилась всего на 30 см и составила 4,35 м

Ходовая
Корабль приводился в движение четырьмя винтами. Новым для британского флота стал блочно-эшелонный принцип  размещения ЭУ. Ходовая размещалась в 4 отсеках, в каждом из которых находились турбина и обслуживающие ее 2 котла, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы. Каждый такой отсек работал на свой вал.
Номинальная мощность ТЗА составляла 120 000 л.с., допускалась форсировка до 130 000 л.с. Использование англичанами установок с низкими параметрами пара дорого обошлось им в части весовых характеристик – зато надежность ЭУ оказалась выше всяких похвал. В нормальном грузу линкоры спокойно развивали 29 уз во все время службы, а при форсировании котлов скорость подходила вплотную к 31 уз.
Сравнение проектов 14Р и 14О


К концу 1936 года все необходимые договоренности были достигнуты. СССР и Великобритания подписали англо-советское морское соглашение, а 1 января 1937 года на стапелях «Виккерс-Армстронг» и «Кэммел Лэйрд» были заложены первые 3 первых линкора проекта 14О – «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэллс» для флота Его Величества и «Александр Невский» для флота СССР.
Стоит упомянуть происхождение столь необычного для ВМС РККА имени корабля. Название для первого советского линкора подбирали долго – было перебрано множества вариантов наподобие «III Интернационал» и «Советская Россия», но после замечания Иосифа Виссарионыча: «А правильно ли выйдет, если «Советская Россия» будет построена капиталистической Великобританией?» предпочли нечто более нейтральное.
В октябре-ноябре 1937 года на верфях «Джон Браун и К», «Суон Хантер» и «Фэйрфилд» были заложены следующие корабли того же типа - «Дюк оф Йорк», «Энсон» и «Хоу». На Балтике в ноябре 1937 года был заложен «Александр Суворов», а на Черном море апреле 1938 г – «Михаил Кутузов».



 



Источник: http://alternathistory.org.ua/korol-sovetskogo-soyuza

Картина дня

наверх