На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"

    
В сентябре 1941 года на переговорах в Москве, уже на официальном уровне, подняли вопрос о поставках в СССР "спитфайров" вместо "харрикейнов". Однако тогда англичане отклонили наши просьбы. Формальной причиной было то, что "Спитфайр" на "секретном листе", в реальности же этих первоклассных самолетов в самой британской авиации не хватало, многие английские эскадрильи были еще оснащены старой техникой. На аэродроме под Мурманском первые "спитфайры" (модификация P.R. Mk.1V – самолет-разведчик) появились в сентябре 1942 года. Три машины, которые пилотировали английские летчики, принимали участие в обеспечении проводки морского конвоя PQ-18. После завершения операции самолеты оставили в Советском Союзе. Данные самолеты были переданы в 118-й отдельный разведывательный полк авиации Северного флота. P.R. Mk.1V, по оценкам советских летчиков, обладал хорошей маневренностью и высокой скоростью, а также был весьма прост в пилотировании. По высоте полета "Спитфайр" P.R.Mk.1V превосходил все истребители противника, а это было очень важно для безоружной машины: единственное вооружение – автомат ППШ за бронеспинкой пилота. У нас данные самолеты эксплуатировались при условии отсутствия запасных частей, поскольку в СССР "спитфайры" еще не поставлялись. Наземный персонал проявлял чудеса изобретательности: для продления срока службы разведчиков, устанавливали советское оборудование, подгоняли запчасти от отечественных самолетов. Для пилотирования P.R.Mk.lV подбирали экипажи из опытных летчиков, имеющих еще довоенную подготовку, что вместе с высокой живучестью самолета обеспечивало его успешную и длительную эксплуатацию.

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"
Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. Из Ирана самолеты перегонят в СССР советские летчики


На Север в сентябре 1943 года вновь прилетела группа самолетов-разведчиков P.R.Mk.lV. Целью был Альтен-фьорд, где находилась база германских линкоров "Шарнхорст" и "Тирпиц". Однако англичане их стоянку отыскать не смогли. Данную задачу 12 сентября выполнил командир эскадрильи Ельнин Л.И. на "Спитфайре", который был оборудован дополнительным боковым аэрофотоаппаратом. Используя, полученные советским летчиком, разведданные британские подводные лодки на время вывели из строя "Тирпиц". Английские пилоты вернулись домой, а их "Спитфайры" остались в 118-м полку и использовались вплоть до окончания войны. Именно эти машины 1 апреля 1944 г. еще раз осуществили разведку места стоянки "Тирпнца", по которому бомбардировщики "Ланкастер" нанесли решающий удар. "Спитфайры"-разведчики использовались при подготовке Печенго-Киркенессной наступательной операции советских войск.

Всего авиация Северного флота за годы войны получила 10 самолетов P.R.Mk.lV, однако одновременно в строю находилось не более 4 машин. Эти самолеты внесли значительный вклад в победу на Севере, по крайней мере, несоизмеримый с их количеством. Это был случай отличного сочетания великолепной техники, грамотного применения и хорошо подготовленного летного состава.

Британское правительство в конце 1942 г. наконец то согласилось массово поставлять истребителей "Спитфайр" в Советский Союз. Уже в январе следующего года через Иран были поставлены первые "Спитфайр" модификации Мк V. Всего за год передали около 150 данных истребителей (плюс к этому было поставлено 50 фюзеляжей в качестве источника запчастей).

Первый полком, получивший "Спитфайры" – 57-й Гвардейский истребительный авиаполк, сформированный в 1938 году в Баку как 36-й истребительный авиаполк. С 27 ноября 1941 г. данное подразделение входило в 72-ю истребительную авиадивизию. Возглавлял его майор Осипов Александр, воевавший в небе над Крымом и Сталинградом на И-16. В полку, летая на И-16, выросли два аса – командир полка, на счету которого 4 личных и 2 групповых победы и старший лейтенант Азаров Сергей (7 личных побед и 8 – в группе).

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"
Истребитель «Спитфайр» на катапульте крейсера «Молотов». Истребители «Спитфайр» в 1944 г. базировались на крейсере «Молотов» для проработки проблем использования корабельной авиации


Летчики полка, сдав немногочисленные И-16, в конце ноября 1942 г. были отведены в Баку, где в начале декабря были отправлены на аэродром "Кара-Хала" в 25-й запасной авиаполк. Здесь в период с 10.12.1942 по 22.03.1943 они переучивались на "Спитфайры" Mk. Vb.

36-й истребительный авиаполк 8 февраля 1943 г., когда еще шло переобучение, стал 57-м гвардейским.

32 самолета полка утром 23 апреля были подготовлены для вылета с аэродрома "Кара-Хала". Во время взлета гвардии сержант Кулагин, пилот 3-й эскадрильи, врезался в самолет гвардии старшего лейтенанта Фаустова, стоявший на земле. В итоге оба самолета получили серьезные повреждения. В Кутаиси на промежуточном аэродроме оставили еще один самолет (не запустился двигатель машины гвардии старшего лейтенанта Сячина). Таки образом, с аэродрома неподалеку от станции Поповическая с 24 апреля стали действовать 29 "Спитфайров".

Полк вошел в 216-ю смешанную авиадивизию, в составе которого имелось пять полков: 16-й и 57-й гвардейские истребительные авиаполки, 42-й и 45-й истребительные авиаполки, а также 765-й штурмовой авиаполк. На вооружении авиадивизии находилось 114 самолетов, из которых: 8 Р-40, 14 Як-1, 15 Ип-2, 29 "Спитфайров" и 48 Р-39. В небе над Кубанью велись ожесточенные бои, во время которых "Спитфайры" были весьма быстро выбиты. Полк в начале июля 1943 г. сдал в 821-й истребительный авиаполк оставшиеся "Спиты", и начал получать P-39Q. Самый результативный советский пилот на "Спитфайре" – старший лейтенант Азаров Сергей, одержавший 12 побед, летая в составе 57-го гвардейского истребительного авиаполка.

Сергея Азарова во время очередного боевого вылета 8 мая 1943 года сбили, он совершил вынужденную посадку, однако через два дня скончался в госпитале. Посмертно Азарова удостоили звания Герой Советского Союза. Весной 1943 года 821-й истребительный авиаполк начал в 25-м запасном авиаполку переобучение на "Спитфайры" Mk. Vb. В июле полк отправили на фронт в состав 216-й смешанной авиадивизии. Однако на данном истребителе летчики провоевали недолго. К концу августа выявились серьезные проблемы с двигателями и полк 26 августа вывели в тыл для перевооружения на "Аэрокобры".

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"
Кабина пилота английского истребителя «Спитфайр» Мк.I


Еще одним результативным подразделением, которое воевало на "Спитфайре" Mk V, являлся 16-й истребительный авиаполк из состава 320-й истребительной авиадивизии ПВО, входящего в состав Московской зоны противовоздушной обороны. "Спитфайры" как и большинство истребителей иностранного производства имели хорошее радиооборудование, что позволяло более эффективно наводить истребители с земли на цель.

Несколько "Спитфайров" Mk V в 1943 г. получил и 7-й истребитель авиаполк ВВС Черноморского флота, однако их использовали без особого успеха. Единственное, что можно отметить, так это опыты использования данных истребителей с катапульты.

Начиная с февраля 1944 г. в СССР начали поступать "Спитфайры" Мк IX. Согласно западных источников всего было поставлено 989 LF IXE и HF IXE, а также 190 LF IХС. Самолеты были распределены между полками ПВО, из которых лишь 26-й и 27-й гвардейские истребительные авиаполки из Ленинградского округа противовоздушной обороны успели повоевать.

До этого 26-й гвардейский истребительный авиаполк был оснащен " Харрикейнами" и "Томагауками", а также различными истребителями отечественного производства. Он стал первым полком, который получил "Спитфайры" Мк IX. Командир полка – 31-летний подполковник Мациевич Василий, который к тому времени уже считался "стариком", прослужив в военно-воздушных силах 8 лет. Боевой опыт Мациевич получил в сентябре 1939 года, участвуя в оккупации Польши, затем в финской войне. Великую Отечественную Войну встретил замом командира эскадрильи 26-го истребительного авиаполка, который входил в систему противовоздушной обороны Ленинграда. Свою первую победу одержал, сбив Не-111, в ночь на 25.10.1941. 26-й авиаполк с 21 ноября 1942 года стал гвардейским. К февралю 1943 г. Мациевич совершил 196 боевых вылета, в которых одержал 16 индивидуальных и 6 групповых побед. Два раза был сбит. 14 февраля 1943 года получил звание Герой Советского Союза, а позднее и звание майора. Впоследствии стал комполка. 26-й гвардейский истребительный авиаполк, получив "Спитфайры" продолжал воевать против немцев, которые здесь держались гораздо дольше, чем на остальных участках фронта.

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"


Результативным летчиком 26-го гвардейского истребительного авиаполка был Николай Щербина, получивший летное образование еще перед войной. Войну начал, блестяще освоив МиГ-3, в этом же полку. Так, 29.08.1941 записал на свой счет сразу три победы. Щербина в 1944 году получил звание капитана и стал штурманом полка. Им было совершено 424 боевых вылета, из которых 120 – ночные. Одержал 11 побед, в том числе 3 – ночные. Еще 12 самолетов было уничтожено Щербиной на земле. К сожалению, количество одержанных на "Спитфайре" побед доподлинно не известно, но их было не менее двух. Щербина 24.08.1944 был удостоен звания Герой Советского Союза.

27-й гвардейский истребительный авиаполк был преобразован 21 ноября 1942 г. из 123-го истребительного. Одним из лучших летчиков который начал войну в данном полку был Карпов Александр. Беляев Сергей был его постоянным ведомым. Результативная пара в июле 1943 года была сбита, Бежев при этом погиб, а Карпов сбив два самолета, предпринял попытку протаранить третий.

В августе 1943 года Карпов получил звание капитана и начал командовать эскадрильей. Первую Звезду Героя получил за 370 боевых вылета и 16 индивидуальных и 7 групповых побед. Вторую Звезду – 22.08.1944. В конце лета года Карпов на "Спитфайре" одержал минимум две победы. Именно на нем 19 сентября он был сбит над Эстонией в бою с ФВ-190. 20.10.1944 Карпов при перехвате высотного разведчика потерял сознание, в результате чего разбился. К тому времени на его счету летчика было 519 боевых вылетов и 30 индивидуальных и 7 групповых побед.

По окончании войны 946 "Спитфайров" (основную массу составляли Мк IX) остались в частях противовоздушной обороны, но вскоре их заменили более современными машинами.


Источник: http://topwar.ru/22588-sovetskie-asy-na-istrebitelyah-lend-liza-chast-4spitfayry.html

Картина дня

наверх