На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

На самолете – в космос

Это был странный одноместный летательный аппарат – один из серии «Х» («Икс» – экспериментальные), гибрид ракеты и самолета, предшественник «Спейс шаттла» – некоторые решения в плане конструкции и материалов позже использовали для челнока. История полетов «Х-15» весьма разнообразна и по-своему удивительна.

Всего на несколько секунд

 

«Х-15» был задуман как многоцелевой аппарат для исследования воздействия условий полета на организм человека, разработки специального скафандра для пилотов, создания многократно используемого пилотируемого устройства для высотных гиперзвуковых полетов, изучения аэродинамических процессов.

Программа экспериментальных самолетов осуществлялась США в 50-60-х годах ХХ века. Первый полет проходил 8 июня 1959 года, «крайний» (летчики не любят слова «последний») – 24 октября 1968-го.
«Х-15» стал первым пилотируемым аппаратом, на котором человек смог достичь границы космоса, и даже преодолеть ее, пусть ненадолго, на несколько секунд. 22 августа 1962 года на этом самолете пилот Джозеф Уолкер установил неофициальный рекорд высоты (107 960 метров). Только через 42 года (!) его превзошел ракетный самолет SpaceShipOne (пилот Уильям Бинни). А рекорд скорости, установленный Уильямом Найтом на «Х-15» 3 октября 1963 года – 7273 километров в час, – не превышен до сих пор.
Полеты проходили по одной схеме.

Учитывая, что ракетный двигатель «Х-15» был рассчитан на 80-120 секунд непрерывной работы, предполагалось, что на высоту 15 километров аппарат будет доставляться бомбардировщиком В-52, а затем самолет-носитель и «Х-15» будут разделяться. Дальнейший полет шел с использованием ракетного движка. Посадка производилась при помощи скольжения (планирования).
Гибрид самолета и ракеты представлял собой стреловидную машину длиной 15 метров с размахом крыльев 6,5 метра.
Крылья – малые по площади и тонкие.
Масса самолета – 7 тонн, после заправки – 16,5. Самый короткий полет длился 3 минуты 46 секунд, самый долгий – 12 минут 29 секунд.

Дюжина смелых

 

Всего было осуществлено 199 полетов, в которых участвовали двенадцать пилотов – ровно дюжина. Случалось всякое: в первом полете внезапно закончилось топливо, и пилот Скотт Кроссфилд совершил планирующую посадку с пустыми баками. Во втором отказал турбонасос, и Кроссфилду пришлось справляться с пожаром – в двигательном отсеке загорелась перекись водорода. В третьем воспламенился двигатель, а при посадке отказала передняя опора шасси. В восьмом – самолет поворачивался на все 360 градусов (пилотом также был Скотт). В 24-м рейсе не вышел тормозной парашют, и пилот Джон МакКей совершил жесткую посадку. В 38-м – упало давление в кабине, и у Роберта Уайта сильно раздулся скафандр, не потеряв, к счастью, герметичности. В 43-м – при возвращении на землю лопнуло лобовое стекло, но пилот Роберт Уайт остался жив. В 74-м полете двигатель вышел из строя, что привело к преждевременной посадке на озеро Муд. Самолет вильнул в сторону. Пилот Джон МакКей откинул фонарь (остекление) кабины еще до остановки, в результате повредил позвоночник.
Правда, позже, после лечения, летчик вернулся в строй. В 114-м – при посадке лопнули покрышки шасси. Во время 117-го рейса Джо Энгл боролся с задымлением в кабине.

А в 191-м полете (15 ноября 1967 года) случилась трагедия. «Х-15» достиг высоты 81 077 метров. Из-за ошибки пилотирования ракетоплан попал в гиперзвуковой штопор. Сначала пилоту Майклу Адамсу удалось вывести из него машину, но потом, к сожалению, начались неконтролируемые колебания самолета по двум осям (он стал кувыркаться и рыскать, отклоняясь от курса). Это привело к окончательной потере управления. Снижаясь, аппарат разрушился на высоте 18 900 метров на скорости, в пять раз превышающей скорость звука. Пилот катапультироваться не успел и погиб при падении. Адамс посмертно получил нагрудный знак «Крылья астронавта» за этот полет, который ВВС США квалифицировали как космический. Это была единственная потеря в отряде пилотов «Х-15».

Свидетельствуют пилоты

Полеты на «Х-15» требовали от пилотов смелости, силы воли и высочайшего самообладания. Пилот Скотт Кроссфилд вспоминал:

– Меня страшно смешило, как наши инженеры пытаются вселить в летчика уверенность в своих силах, а когда пилот залезает в машину – разбегаются по своим укрытиям. И так всегда, чувствуешь себя – как на кладбище: ты один, и вокруг – никого. Я запустил двигатель.
Надо было прогазовать на разных уровнях тяги. Я заглушил его, запустил вновь, а он автоматически отключился. Я нажал кнопку возврата к исходному положению. И тут все взлетело в воздух! Я услышал крик диспетчера: «Выключай!» Вокруг огонь, взрыв, кабину со страшными перегрузками отбросило к границе пожара. Ощущение, будто попал в оранжевое чрево Солнца. Отключил что можно и стал ждать, когда пламя утихнет. Через 15 минут вышли на связь журналисты. Я решил их успокоить, сказав, что единственная неприятность – намокшие штаны, ведь пожарные окатили меня с головы до пят.
Назавтра одна из газет вышла с заголовком: «"Х-15” взорвался, пилот наделал в штаны».
Летчик Милт Томпсон так описывал свои ощущения:

– Когда тебя сбрасывают (с самолета-носителя В-52. – Прим. автора), неожиданно ощущаешь всем телом сильнейший удар. Самолет вполне может перевернуться. Перво-наперво нужно поскорее запустить двигатель, а меня отбросило назад – чувствую, совсем не могу шевельнуть головой из-за перегрузки. Но справился. При наборе высоких скоростей физически ощущаешь, как нагревается корпус самолета и его начинает трясти, потому что металл коробится, а иногда в кабине появляются клубы дыма.
А ты сидишь и не знаешь, что происходит.
Летчики не говорят, что боятся. Но я, скажем так, все время нервничал.
Поразительно, но программа «Х-15» не имела логического продолжения.
Американцы, получив огромное количество данных и достигнув определенных успехов, остановились на полпути, переключившись с авиационно-космических систем на чисто космические (проект «Меркурий»).




Источник: http://tainy.info/technics/na-samolete-%E2%80%93-v-kosmos/

Картина дня

наверх