На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Опасные «карлики»

История и развитие сверхмалых субмарин США и Великобритании
 

К сверхмалым подводным лодкам (СМПЛ) обычно относят ПЛ надводным водоизмещением до 150 тонн, а в некоторых случаях и более. Тем не менее статьи многих источников свидетельствуют о путанице в определениях.

Классификация и возможности

Одни специалисты считают, что если СМПЛ используется только для доставки бойцов спецназа (легководолазов), в том числе и «сухим способом» (без нахождения бойцов в легководолазном снаряжении), то это не СМПЛ, а транспортировщик – средство подводного движения (СПД). Другие специалисты называют СПД, которые доставляют бойцов спецназа «мокрым способом» (бойцы постоянно находятся в легководолазном снаряжении), подводными лодками специального назначения или тоже СМПЛ. Для устранения разночтений целесообразно руководствоваться следующей классификацией: СМПЛ – подводный аппарат, внутри которого экипаж и бойцы спецназа находятся без легководолазного снаряжения; СПД – подводный аппарат, внутри которого экипаж и бойцы спецназа находятся в легководолазном снаряжении.

В конце XX века в зарубежных флотах наблюдался рост интереса к постройке СМПЛ. Это объясняется не только экономическими причинами, поскольку современные СМПЛ в пять-шесть раз дешевле неатомных подводных лодок (НАПЛ) обычных размерений. При решении задач по уничтожению кораблей и судов противника как в море, так и в пунктах базирования СМПЛ по сравнению с большими ПЛ имеют ряд преимуществ по скрытности и выживаемости в стесненных прибрежных мелководных районах и в узкостях при небольших расстояниях между пунктами базирования и предполагаемыми районами боевых действий. Достигаются эти преимущества за счет малых размеров лодок, которые затрудняют их обнаружение штатными гидроакустическими комплексами (ГАК).

Доставка к берегу разведчиков и бойцов спецназа на СМПЛ является наиболее скрытной. Для сравнения: доставка по воздуху на самолете или вертолете в современных условиях не может быть скрытной из-за развитой системы обнаружения воздушных целей, а малые размеры СМПЛ резко снижают возможности систем подводного наблюдения да и имеются они в прибрежных районах в ограниченном количестве.

Таким образом, СМПЛ становятся важным компонентом ВМС, в концепции боевых действий которых все больший акцент делается на борьбу против берега. Причем боевым действиям СМПЛ в данном случае придается еще большая внезапность благодаря их транспортировке к местам использования большими ПЛ-носителями. Совершенствование возможностей по системам стыковки СМПЛ с ПЛ-транспортировщиками привело к тому, что сверхмалые лодки получили возможность решать и задачу по поиску затонувших подводных лодок и спасанию их экипажей.

С ростом эффективности ПЛО к середине 70-х годов XX века назрела необходимость резкого повышения боевых возможностей имеющихся и создания СМПЛ с новыми типами ГЭУ – воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), причем такие работы идут по двум направлениям. Первое связано с переходом на использование только электродвижения с применением новейших аккумуляторных батарей (АКБ). В рамках второго ведутся поиск и внедрение наиболее оптимальных ВНЭУ, применяющих химическую или ядерную энергию. По мнению большинства военно-морских руководителей, на боевые СМПЛ в современных условиях может быть возложено решение следующих задач: действия против кораблей и судов в прибрежных районах и пунктах базирования, доставка и высадка подразделений бойцов спецназа, ведение разведки, постановка мин в фарватерах, охрана подводных сооружений, спасание экипажей затонувших ПЛ.

Не только в ВМС

По назначению все современные СМПЛ можно разделить на четыре группы: торпедно-ракетные или ударные, не предназначенные для обеспечения деятельности легководолазов-спецназовцев; разведывательно-диверсионные – только для разведки и минирования самостоятельно или с помощью легководолазов-спецназовцев; многоцелевые – для решения задач СМПЛ первых двух групп; небоевые транспортные СМПЛ – для скрытной транспортировки небольших объемов ценного груза.

Строительством боевых СМПЛ в настоящее время могут заниматься многие страны, однако создание для них боевых и технических средств возможно только в некоторых ведущих морских державах и государствах с развитыми высокими технологиями. Поэтому в начале XXI века проектированием и строительством СМПЛ различных типов занимаются следующие страны: США, Италия, Германия, Иран и КНДР. Там же ведутся активные работы по созданию СМПЛ будущего. По оценке специалистов указанных стран, сверхмалая субмарина должна представлять собой глубоководный, высокоавтоматизированный комплекс с экипажем из двух-трех человек. Перспективными источниками энергии для СМПЛ считаются топливные элементы или малогабаритная АЭУ с прямым преобразованием ядерной энергии в электрическую. В США еще в 1969-м был создан малогабаритный вариант АЭУ и построена малая ПЛА NR-1 (400 тонн). В СССР/России в 1981–1995 годах построена серия из трех ПЛА специального назначения проекта 1851 надводным водоизмещением 550 тонн. Периодически СМПЛ создаются и другими странами.

Информация по реальной численности СМПЛ и их тактико-технических элементов (ТТЭ) в зарубежной печати весьма противоречивая. Например, за последние 55 лет только итальянская фирма COSMOS создала ряд СМПЛ (более 100 единиц), которые поставлялись в ВМС Чили, Колумбии, Тайваня, Южной Кореи и Пакистана. Если по боевым СМПЛ все же имеется некоторая информация, то по транспортным, создаваемым частным образом для криминального бизнеса (перевозка наркотиков), точная информация практически отсутствует. Однако такие СМПЛ создаются и активно эксплуатируются. Более того, при строительстве этих лодок применяются упрощенные технологии, часто сравнимые с технологиями не только времен Второй мировой, но даже Первой мировой войны. При этом на англоязычных и русских форумах в Интернете ведется общение специалистов, из которого становится понятным, что техническая документация по СМПЛ тех периодов (включая чертежи, всевозможные методики и расчеты) имеется в открытом доступе и широко используется инженерами, нанятыми наркоторговцами для создания транспортных лодок. Поэтому представляется целесообразным вспомнить о СМПЛ тех лет, ведь технологии оказались востребованными в современном криминальном мире.

В Соединенном Королевстве

Первым инициатором создания СМПЛ выступило не Адмиралтейство (the Admiralty), а Военное ведомство (the War Office). По его заказу в 1939 году началось проектирование СМПЛ для рек. Вскоре заказ перешел в ведение Адмиралтейства, которое по достоинству оценило возможности подобного корабля для диверсионных операций против крупных кораблей противника. На основе первых двух СМПЛ (Х-3 и Х-4) на верфи Vickers создали усовершенствованную модель, пошедшую в серию (Х-5 – Х-10, Х-20 – Х-25). Надводное водоизмещение лодки достигало 30,5 тонны, ГЭУ – один дизель, один электродвигатель (ЭД) – по 42 и 30 лошадиных сил соответственно, скорость хода – 6,5/5 узлов для разных ГЭУ, дальности плавания надводная и подводная – 1320 (при скорости четыре узла) и 80 (для двух узлов) миль. Экипаж – четыре человека. Вооружение – два подвесных заряда по 2000 килограммов взрывчатого вещества каждый. После установки часового механизма на определенное время ПЛ должна была сбросить их под днищем вражеского корабля и уйти на безопасное расстояние. К месту проведения операции СМПЛ буксировалась лодками типов Т или S при скорости около 10,5 узла. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 метров рабочую глубину погружения. На основе типа Х-5 для действий на Тихом океане строились несколько увеличенные лодки типа ХЕ, а также учебные лодки типа XT.

СМПЛ Х-5, Х-6, Х-7, Х-8, Х-9 и Х-10 в сентябре 1943 года атаковали германский линкор «Тирпиц» в Альтен-фьорде (Норвегия). В ходе этой операции все шесть лодок были потеряны. Хотя потопить «Тирпиц» не удалось, он получил серьезные повреждения. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии. Одна из тихоокеанских лодок ХЕ-3 с помощью своих подрывных зарядов 31 июля 1945 года потопила японский тяжелый крейсер «Такао».

Для уменьшения сроков строительства и удобства транспортировки лодки собирались из трех самостоятельных блоков упрощенной геометрической формы с болтовым соединением. Прочный корпус тремя поперечными переборками делился на четыре отсека, три из которых (I, III, IV) имели коническую форму. Размещение экипажа по изолированным отсекам на первых СМПЛ отрицательно влияло на его работоспособность и моральное состояние. Стала также ясной необходимость установки дополнительного входного люка в третьем отсеке и ограждения около него. Теперь весь экипаж по боевой тревоге, увеличенный до четырех человек за счет введения штатного водолаза-рулевого, располагался в одном отсеке.

Боевая рубка имела длину 1,2 метра и высоту 0,6. За ней был входной люк. Управлялась лодка с помощью вертикальных и горизонтальных рулей, установленных за гребным винтом на крестообразном кронштейне и имевших тросовый привод, проложенный в надстройке.

Серия СМПЛ из 12 единиц, предназначенных для действий на Тихом океане (ХЕ-1 – ХЕ-12), была закончена в ноябре 1944 года. Они имели усовершенствованный навигационный комплекс, радио- и телефонную связь, кондиционирование воздуха и некоторые другие улучшения. В средней части ПЛ по левому борту установлена шахта системы работы двигателя под водой (РДП), заваливающаяся с помощью привода из прочного корпуса. Скорость хода в режиме РДП составляла шесть узлов на глубине два метра.

В начале 1952 года в строю находилось пять СМПЛ серии ХЕ, а к 1954-му осталась только одна. В связи с этим альянсу Vickers – Armstrongs была заказана пятая серия из четырех единиц Х-51 – Х-54, представляющих незначительную модификацию СМПЛ серии ХЕ. Отличались они от первых лодок серии установкой постоянной тумбы перископа, возвышавшейся над палубой надстройки на 1,7–1,9 метра, стационарной антенной радиосвязи и увеличением экипажа до пяти человек (из них три офицера). Лодки вступали в строй с первого октября 1954 года с интервалами в три месяца.

СМПЛ типа X и XE являлись наиболее оптимальными и достаточно эффективными разведывательно-диверсионными субмаринами, однако в начале 60-х годов XX века все они были выведены из боевого состава ВМС. Пока Великобритания не проявляет интереса к СМПЛ, а вот СПД эпизодически продолжает строить (на начало 2012-го имеется несколько СПД типа Mk.VIIIMod.1). Вместе с тем опыт Великобритании по созданию СМПЛ водоизмещением 30–50 тонн в настоящее время востребован в криминальном мире.

Работы в США

После окончания Второй мировой войны в американском флоте начали проводить эксперименты по проверке целесообразности использования сверхмалых лодок в боевых и специальных операциях. В 1949 году выполнялись исследования по приему сверхмалой лодки на большую ПЛ, находящуюся в погруженном положении. Летом 1950-го проводились учения совместно с английской СМПЛ типа ХЕ по прорыву в ВМБ «Норфолк». В течение 1953 года американцы исследовали две СМПЛ немецкой постройки и в итоге приняли решение о создании собственной субмарины такого класса.

СМПЛ SSX-1 спущена на воду в сентябре 1955 года и передана флоту в октябре. Она имела надводное водоизмещение 31 тонну и была предназначена для скрытной доставки разведывательно-диверсионных групп, постановки мин в портах и базах, а также для уничтожения с помощью легководолазов подводных заграждений во время десантных операций. SSX-1 имела хорошо обтекаемую форму практически без выступающих частей. Прочный корпус разделялся на два отсека: обитаемый, в котором располагались экипаж и приборы управления, и необитаемый, где находился двигатель со вспомогательными механизмами.

Носовая часть обитаемого отсека разделялась по высоте на два яруса прочной платформой. В нижней части размещалась шлюзовая камера для выхода легководолазов, а в верхней части – две койки, аккумуляторная батарея, баллоны воздуха высокого давления и кислорода. Также в верхней части корпуса устанавливался входной люк, крышка которого закрывалась откидным листом надстройки. В этом же отсеке размещались приборы гидроакустики, устройство для кондиционирования воздуха, пульт управления подводной лодкой и двигателем. ГЭУ впервые на СМПЛ была представлена ВНЭУ. Дизель, смонтированный в необитаемом отсеке, работал по замкнутому циклу на перекиси водорода, запас которой хранился в носовой оконечности прочного корпуса в цистерне объемом 1680 литров.

Из-за повышенной взрыво- и пожароопасности энергетической установки на SSX-1 в феврале 1958 года произошел взрыв. После ремонта в декабре 1960-го на ней смонтировали обычную ДЭУ. Поскольку SSX-1 предназначалась для диверсионно-разведывательных действий, то впервые была предусмотрена возможность транспортировки ее на самолетах и вертолетах. Для облегчения этой задачи корпус лодки выполнялся из трех блоков, соединенных болтами, при этом сборка могла производиться экипажем СМПЛ. Для создания нормальных условий работы личного состава предусматривалась установка кондиционирования воздуха. Постоянный экипаж лодки состоял из двух офицеров-водителей, радиста-гидроакустика и механика. Кроме того, на борту можно было разместить еще четырех легководолазов-спецназовцев. SSX-1 использовалась в учениях и маневрах по проникновению подобных диверсионных средств в защищенные порты и базы, а также для разработки тактики борьбы с СМПЛ противника. В начале 70-х годов XX века данная СМПЛ выведена из боевого состава ВМС и дальнейшего развития боевые лодки этого типа тогда не получили.

Для разведки и диверсий

Только в 90-х годах американцы вновь вернулись к созданию СМПЛ – носителей боевых пловцов. При этом предполагалась транспортировка лодки по воздуху в разобранном виде или в боеготовом состоянии на большой ПЛ с возможностью многократной стыковки и расстыковки СМПЛ с носителем в подводном положении. Так, в рамках специальной программы ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) с целью совершенствования средств доставки легководолазов-спецназовцев объединенное командование специальных операций (ОКСО) ВС США заказало корпорации Northrop Grumman разработку новой СМПЛ «сухого» типа.

Вновь разработанная СМПЛ ASDS имеет следующие ТТЭ: длина – 19,81 метра, диаметр – 2,43 метра, водоизмещение – 55 тонн, глубина погружения – свыше 300 метров. К месту выполнения задачи СМПЛ этого типа доставляются специально оборудованными ПЛА и надводными кораблями. Они могут также транспортироваться по воздуху самолетами С-5 и С-17. Стальной прочный корпус лодки помещен в легкий корпус прямоугольной конструкции с округленными кормовой и носовой оконечностями, выполненными из композиционных материалов. Внутри прочного корпуса находятся два симметрично размещенных отсека – управления и транспортный (с цистерной вспомогательного балласта), разделенных сферической шлюзовой камерой. Командир СМПЛ и штурман располагаются в передней части первого отсека за пультами компьютера рабочей станции, которая имеет четыре многофункциональных дисплея и привод управления. Выход боевых пловцов из СМПЛ в подводном положении осуществляется из шлюзовой камеры через днищевый люк (в средней части корпуса) диаметром 635 миллиметров, который одновременно служит соединительной шахтой для перехода из СМПЛ в лодку-носитель. В верхней части шлюзовой камеры расположен аварийный люк.

Энергетическая установка электрическая. Мощность ГЭД – 55 лошадиных сил, скорость хода под водой – до восьми узлов, дальность плавания – до 125–200 миль. В качестве движителя применен винт фиксированного шага (ВФШ) в насадке. Питание ГЭД осуществляется от 14 ионно-литиевых полимерных АБ (каждый элемент размещается в цилиндрическом титановом контейнере размером 0,6х1,52 метра). Разработчики отказались от серебряно-цинковых аккумуляторов с небольшим сроком службы (12–18 месяцев). Ионно-литиевые полимерные устройства служат в десять раз дольше. Для управления используются кормовой вертикальный, кормовой и носовой горизонтальные рули. Маневрирование на малой скорости, а также отвод водного потока на высоких скоростях для снижения сопротивления обеспечивают четыре небольших водометных движителя (по два – в корме и в носу).

Экипаж лодки – два человека: командир (офицер-подводник) и штурман (офицер ССО ВМС). Она может транспортировать до восьми легководолазов-спецназовцев в зависимости от выполняемой ими задачи и экипировки. Автономность составляет всего одни сутки. СМПЛ оснащена тремя ГАС. Одна – в носовой части, а две других – в корме на поверхности корпуса. Лодка имеет два складных непроникающих подъемно-мачтовых устройства (антенна связи и электронно-оптический перископ).

Завершение постройки головного образца ожидалось в августе 1997-го, а с 1998 финансового года планировалось приступить к закупкам серийных СМПЛ. Однако только в августе 1999-го начались ходовые испытания головной СМПЛ. По окончании тестов она должна была войти в состав отряда специальных транспортировочных средств ССО Тихоокеанского флота и базироваться на ВМБ «Перл-Харбор» в штате Гавайи. Вторая СМПЛ – на ВМБ «Норфолк» штата Вирджиния. Для транспортировки СМПЛ под водой в район выполнения задачи используются специально оборудованные атомные подводные лодки (ПЛА). СМПЛ типа ASDS устанавливается на верхней палубе лодки-носителя и крепится специальными фиксирующими пилонами, которые позволяют ей самостоятельно отстыковаться и пристыковаться. С целью отработки механизмов крепления новой СМПЛ и способов действий экипажа при выполнении стыковки под водой были переоборудованы ПЛА типа Los Angeles: SSN-772 – в 1997-м, SSN-766 – в 1999-м, а SSN-762 и SSN-768 – до конца 2003-го.

Фактически головная СМПЛ была сдана ВМС только в 2003 году. Всего предполагалось приобрести шесть подлодок (по одной в год). Однако трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы как по срокам, так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной субмарины возросли с 69,8 миллиона долларов на момент его подписания в сентябре 1994-го с корпорацией Northrop Grumman до 230 миллионов долларов в ценах 2000-го, а средняя стоимость серийной СМПЛ, составлявшая ранее 30–35 миллионов, возросла до 58,8 и продолжала расти.

В результате в 2006 году решено было закупить только одну СМПЛ, а всю программу закрыть. На этой СМПЛ в ноябре 2011-го произошел пожар и в настоящее время ее дальнейшая судьба неизвестна. По заявлению представителей центра НИОКР и закупок ОКСО ВС США, при строительстве головной лодки разработчики столкнулись с тремя основными проблемами. Во-первых, не было учтено требование обеспечения равной прочности прочных корпусов (ПК) СМПЛ и ПЛА-носителя (первоначально глубина погружения была всего 45 метров). Внесение соответствующих изменений в проект, в частности усиление ПК и установка цистерны главного балласта (ЦГБ) внутри ПК СМПЛ, повлекло за собой увеличение длины и массы лодки. Во-вторых, преимущественное использование готового коммерческого оборудования для оснащения СМПЛ привело к задержкам и срывам в текущем графике работ и себя не оправдало. В-третьих, субподрядчики вначале не смогли разработать необходимую систему жизнеобеспечения.

Выполнять задачи в интересах ССО ВМС будут способны и все новые ПЛАТ типа Seawolf и Virginia. Они смогут перевозить до 50 разведчиков-диверсантов, а также транспортировать одну СМПЛ типа ASDS. ВС США для повышения боевых возможностей ОКСО усовершенствовали средства доставки сил специальных операций. Для этого в 2000–2006 годах были переоборудованы четыре ПЛАРБ типа Ohio, каждая из которых теперь способна транспортировать две СМПЛ типа ASDS или док-камеры и до 102 водолазов-спецназовцев. В 2011-м также принято решение о восстановлении программы ASDS. Все разрабатываемые и строящиеся СМПЛ США относятся к группе разведывательно-диверсионных.

 

 

В Италии созданием СМПЛ занялись еще в период Первой мировой войны. Тогда было построено шесть подлодок типа A и три типа B. Они имели надводное водоизмещение 30–40 тонн и по два торпедных аппарата, то есть являлись ударными субмаринами. Каких-то успехов эти ПЛ не добились, а вот итальянские боевые пловцы в 1918-м потопили австрийский линкор Viribus Unitis.

Успех лодок-носителей

За время участия во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии итальянцы построили 16 СМПЛ типов СА и СВ в ударном варианте, но никаких существенных результатов эти лодки также не достигли. Однако боевые пловцы 10-й флотилии (Decima Flottiglia) штурмовых носителей (Mezzi d'Assalto – MAS), включавшей сверхмалые субмарины, средства подводного движения (СПД) и подразделения морского спецназа, действовали весьма эффективно. Им удалось потопить английские линкоры Queen Elizabeth и Valiant в Александрии, уничтожить в ряде портов (включая ту же Александрию и Гибралтар) несколько крупных транспортов и танкеров.

Гибель советского линейного корабля «Новороссийск» (бывшего итальянского Giulio Cesare) на севастопольском рейде в 1955 году, по мнению многих специалистов, – дело рук итальянских боевых пловцов. Это подтверждается не только характером пробоины в корпусе линкора и воронки на дне под ним, но и тем, что именно моряки 10-й флотилии MAS находились в оккупированном немцами Крыму.

Все современные итальянские сверхмалые подлодки строятся в разведывательно-диверсионном или в многоцелевом варианте. Активные разработки подобных субмарин после Второй мировой войны осуществляют фирмы Costruzione Mottoscafi Sottomarini (COSMOS, Ливорно) и Mar.Ital.

Первая компания с 1954 года производит три типа СМПЛ – SX-404 (водоизмещение – 40 тонн), SX-506 (60 тонн), SX765 (80 тонн), а также их дальнейшие модификации до 100 и 130 тонн. В торпедном варианте они могут действовать против кораблей на мелководье и в портах. В транспортном – доставлять в назначенный район СПД и боевых пловцов с оснащением, соответствующим выполняемому заданию.

Сменное вооружение этих лодок включает торпеды, мины или средства подводного движения. В прочном корпусе некоторых модификаций располагались два торпедных аппарата (ТА) для малогабаритных торпед. Наиболее совершенными СМПЛ считаются субмарины типов MG110 и MG120 – дальнейшее развитие типа SX756. Основная их задача – переброска групп легководолазов-спецназовцев (до восьми человек) со средствами высадки к месту проведения операции.

Все рассмотренные СМПЛ имеют многокорпусную архитектуру. Верхний (основной) прочный корпус (ПК) разделен на три отсека: носовой со шлюзовой камерой и люком в нижней части, а также цистерной главного балласта; центральный с постом управления, пультами ГАС и радиостанций, восемью койками; кормовой с дизелем и ГЭД (обычно мощностью 300 и 55 лошадиных сил соответственно). Нижние ПК третьего – пятого блоков в зависимости от модификации СМПЛ предназначены для размещения аккумуляторных батарей (АБ), топливно-балластных цистерн и вспомогательных механизмов. Легкий корпус выполнен из стеклопластика. В небольшой надстройке находятся шахта подводного устройства работы дизелей (РДП), антенны, перископы. Благодаря такой конструкции между верхним и нижними ПК с обоих бортов есть удобные ниши для складирования съемной полезной нагрузки. В этих нишах крепятся два двухместных СПД, различное оружие или контейнеры с надувными резиновыми лодками.

Надводное водоизмещение субмарины типа MG110 – 114 тонн, MG120/ER – около 120 тонн, MG130/ER – 130 тонн (длина корпуса – 30 метров).

Энергетическая установка СМПЛ MG110 – обычная дизель-электрическая (ДЭУ). MG120/ER оснащена комбинированной ДЭУ и воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), которая включает дизельную установку закрытого цикла (ДУЗЦ), использующую в качестве окислителя жидкий кислород, и электродвигатель мощностью 40 кВт. Дальность плавания при использовании электродвигателя составляет 80 миль, при работе ДУЗЦ – 320 миль (скорость – 3,5 узла) и 2000 миль (7 узлов с РДП). Наибольшая скорость в подводном положении – 10 узлов, рабочая глубина погружения – 150 метров, автономность – до 20 суток. Экипаж – 14 человек, среди них восемь боевых пловцов. Штатный экипаж – шесть человек, включая двух – четырех офицеров.

Особенности конструкции

Лодки MG110/120 несут на борту итальянские СПД серии CE2F. В начале своей деятельности COSMOS выпускала средства подводного движения типа СЕ2F/ХЗО, а в конце XX века – CE2F/X60 с глубиной погружения около 60 метров. Всего фирма изготовила свыше 200 СПД указанного типа, имеющих практически одинаковые тактико-технические элементы (ТТЭ).

Кабина СПД оборудована прозрачным колпаком из оргстекла. Для экономии дыхательной смеси в аппаратах пловцы во время перемещения подключаются к бортовой дыхательной системе СПД. Экипаж состоит из двух человек, один из которых, находясь на переднем сиденье, управляет носителем с помощью штурвала (меняются курс и глубина погружения) и рукоятки (скорость и режимы движения). На приборном щитке установлены навигационные приборы, позволяющие использовать СПД в надводном и подводном положении в любых условиях видимости, даже в ночной темноте.

Электрический двигатель (ЭД) мощностью около 5,5 лошадиной силы вращает вал через редуктор. Регулировка скорости хода ступенчатая: имеются четыре режима скорости хода вперед и два назад. ЭД включается в нужный режим движения с помощью контроллера, который соединен с рукояткой управления, расположенной в кабине. Питание ЭД получает от двух групп свинцово-кислотных батарей по 36 АБ в каждой.

Основные характеристики CE2F/X60: длина – 7 метров, ширина – 0,8 и высота – 1,5 метра, масса – 2,4 тонны, наибольшая скорость хода – 4,5 узла, экономическая – 3,3 узла, дальность плавания (на экономической скорости) – 50 миль. Вооружение: подрывной заряд Мk.31 (вес ВВ – 270 килограммов) или два подрывных заряда Мк.41 (вес ВВ в каждом – 110 килограммов) на внешней подвеске. Кроме того, на ПСД может быть установлен комплект диверсионных мин. При выполнении задач по минированию фарватеров или выводу из строя (уничтожению) кораблей и судов противника вместо СПД могут монтироваться два 533-мм ТА для немецких торпед SUT или размещаться восемь донных мин.

Вооружение MG120/ER включает два носовых 533-мм ТА (две торпеды или два контейнера с ПКР Sub Harpoon либо SM39). На внешнем корпусе могут дополнительно устанавливаться два съемных 533-мм ТА, 12 мин типа SAMCON 200 или аналогичных, два групповых или четыре индивидуальных СПД, восемь контейнеров с имуществом и снаряжением для водолазов-разведчиков.

Относительная дешевизна и малые сроки строительства позволили развернуть производство СМПЛ этого типа по лицензиям в ряде стран второго и третьего мира. В частности, в 70–90-х годах подлодки SX756 поставлялись в Колумбию (две единицы), MG110/120 – в Пакистан (три) и Южную Корею (девять).

Еще в октябре 1988 года фирма Mar.Ital построила СМПЛ 3-GST9 на базе подводного аппарата CEE-22, предназначенную, как и он, для оказания помощи терпящим бедствие субмаринам (для этого установлены специальные манипуляторы). Корпус собран из тороидально изогнутых сварных стальных труб (внешний диаметр – 7,5 и толщина стенок – около одного сантиметра), которые одновременно используются для хранения под давлением 350 бар газообразного кислорода и временного накопления выхлопных газов. Глубина погружения – до 400 метров.

Мощность ВНЭУ с ДУЗЦ (ресурс – 25 000 часов) – 60 лошадиных сил. Запаса кислорода хватает на 200 миль при скорости хода шесть узлов или на 100 – при восьми. Экипаж – два офицера и до четырех боевых пловцов. Варианты вооружения: две малогабаритные торпеды в навесных ТА либо мины. Дальность плавания под водой – 400 миль. В спасательном варианте принимает на борт 14 человек (находится под водой до 24 часов и погружается на глубину до 620 метров). Стоимость СМПЛ на конец 80-х годов оценивалась в 15 миллионов долларов. Однако заказов на эту субмарину не поступило.

Германия и партнеры

Немцы развернули строительство СМПЛ разных типов, когда во Второй мировой войне обозначился перелом в пользу антигитлеровской коалиции. Флот Третьего рейха получил более 300 сверхмалых подлодок только в ударном варианте. Однако кроме потопления одного достаточно крупного транспорта больших успехов эти внушительные силы не достигли. В послевоенное время субмарины данного типа разрабатывались и строились не для ВМС ФРГ, а лишь по иностранным заказам.

В частности, Южная Корея закупила две СМПЛ типа KSS-1 Tolgorae, построенные в 1983 году при техническом содействии фирмы HDW. Хотя сведения о лодках этого типа в справочных изданиях противоречивы, данные многоцелевые субмарины, судя по опубликованным фотографиям, построены по измененному германскому проекту 70 фирмы IKL конца 70-х годов.

KSS-1 имеет полуторакорпусную архитектуру. ПК длиной 14,6 метра на большей части своей протяженности цилиндрической формы, а в кормовой оконечности веретенообразной. Отсеки разделены легкими переборками со звукоизоляцией. Развитые надстройка и рубка позволили разместить в последней шлюзовую камеру, тумбу перископа, а также заваливающуюся шахту РДП.

Объем цистерны главного балласта (ЦГБ) составляет примерно 23 процента от стандартного водоизмещения. Жилое помещение с девятью стационарными койками и системой кондиционирования воздуха расположено в носовом отсеке. За этим помещением находится центральный пост.

Применена одновальная ДЭУ, в состав которой входят дизельный генератор (ДГ), обеспечивающий движение в надводном положении и под РДП, зарядку АБ (две группы по 120 элементов), и гребные электродвигатели (ГЭД) постоянного тока. Привод гребного винта от ГЭД осуществляется через понижающий редуктор, что позволяет плавно регулировать частоту вращения винта во всем ее диапазоне. Подводная скорость – до 9–11 узлов. При проектировании подводной лодки особое внимание уделялось снижению уровня шума ГЭУ. Экипаж – 14 человек, включая восемь боевых пловцов. Автономность – до 14 дней.

Сменное вооружение устанавливается в двух бортовых нишах, расположенных над ЦГБ: два 533-мм ТА, каждый из которых заряжается одной стандартной или двумя короткими торпедами (например типа Mk.37); шесть мин, сбрасываемых последовательно с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса; два СПД; два контейнера с ПКР. В качестве средства обнаружения используется шумопеленгаторная ГАС фирмы Atlas Elektronik.

В конце 70-х годов в Западной Германии по проекту фирмы IKL разработана исследовательская СМПЛ Seahorse. Широко используя узлы и детали базовой модели, немецкие специалисты к середине 80-х построили две субмарины Seahorse-II (одна лодка позже была продана КНДР). В 1989 году создана Seahorse-KD с ВНЭУ.

Основные размерения этих субмарин: длина – 14,5 метра, ширина – 2,4 и диаметр ПК – 2,3. Лодки выполнены по однокорпусной схеме и состоят из трех отсеков. В передней части носового отсека находится иллюминатор для наблюдения за морским дном. Там же оборудован пост управления и штурманский пульт. За переборкой располагается жилое помещение. В кормовом отсеке смонтирована ЭУ с запасами энергоносителя. В надстройке размещен пост управления с прозрачным откидывающимся колпаком, позволяющим при движении под водой вести наблюдение в верхней полусфере. Здесь же имеются выдвижная антенна навигационной РЛС, шахта устройства РДП, светосигнальные приборы. По бортам рубки есть ниши для убирающихся вертикальных винтов подруливающего устройства. В состав навигационной аппаратуры входят ГАС, гирокомпас, доплеровский лаг, автопрокладчик, эхолот, навигационная РЛС и ряд других приборов. Экипаж – три офицера.

Применяется ВНЭУ типа ДУЗЦ на базе дизеля D2566ME мощностью 125 лошадиных сил, соединенного посредством гидропередачи с пятилопастным гребным винтом и четырьмя гидромоторами подруливающего устройства мощностью по 12,5 лошадиные силы. Кроме этого, ЭУ включает электрогенератор (ЭГ) мощностью 40 кВт и АБ. Емкость последней позволяет развивать скорость под водой до пяти узлов, дальность плавания в этом случае достигает 50 миль. Для обеспечения работы дизеля по замкнутому циклу в составе ЭУ имеются цистерны с жидким кислородом, аргоном, топливом и щелочью. Применение аргона в качестве рабочего тела повысило КПД двигателя, уменьшило расход топлива и кислорода. Дальность плавания в надводном положении – 500 миль, в подводном – 200 миль (при скорости шесть узлов).

После незначительных переделок лодку можно использовать в военных целях, при этом предполагается установка шлюзовой камеры для водолазов, навесных ТА и дополнительного радиоэлектронного вооружения. Однако доныне предложений по применению этой СМПЛ для решения боевых задач нет.

Излишне большие «Пираньи»

Идея разработки сверхмалых субмарин ударного типа в России принадлежала Военному министерству. Оно еще до того, как грянула Первая мировая война, предложило создать подвижные торпедные станции для обороны приморских крепостей, за которые тогда отвечало.

Проект первой российской СМПЛ надводным водоизмещением 33 тонны получил номер 27B (в ряде документов Морского министерства встречается обозначение тип 13) и имел несколько прогрессивных технических решений. Например, дизельный двигатель предназначался для надводного хода, а в качестве источника питания электромотора впервые использовались никелево-щелочные аккумуляторы системы Эдисона. Они были легче, компактнее и безопаснее кислотных элементов, которые применялись в ту пору в отечественном флоте. Вооружение состояло из двух 450-мм ТА. Невский завод в 1914 году построил три подобные лодки. Однако как и итальянские, первые российские ударные СМПЛ никаких результатов во время войны не достигли.

В СССР обратились к теме сверхмалых субмарин только в 1936-м. Так, Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) приступило к проектированию ударной СМПЛ, получившей шифр АПЛ (автономная подводная лодка) и условное обозначение «Пигмей». К началу Великой Отечественной войны эта субмарина (надводное водоизмещение – около 19 тонн, несла две 450-мм торпеды) официально числилась за Наркоматом ВМФ как опытовая. В строй она официально не вводилась и хранилась на берегу в Феодосии. Осенью 1941 года СМПЛ оказалась в руках немцев, ее дальнейшая судьба точно не выяснена.

Вновь в нашей стране вспомнили о сверхмалых субмаринах в конце 70-х годов. Подготовка тактико-технического задания (ТТЗ) и само проектирование таких лодок проходили в сложных условиях. В соответствии с ТТЗ надлежало создать многоцелевую СМПЛ с широкими боевыми возможностями при водоизмещении 80 тонн. Проект получил номер 865 и шифр «Пиранья». В результате реализации всех требований водоизмещение лодки стало увеличиваться и возросло в итоге до 218 тонн в надводном положении, превысив вдвое аналогичный показатель многоцелевых СМПЛ итальянской постройки. Многие специалисты даже в то время бесконечного диктата «главного проектанта» советского флота в лице адмирала С. Г. Горшкова с помощниками критиковали ТТЗ.

На этой СМПЛ разместили, в частности, много вооружения, обычно предназначенного для НАПЛ, что было явно излишним (достаточно габаритные и мощные ГАС, РЛС и другие устройства). Оборудование применялось тяжеловесное в штатном «морском» исполнении. Эти специалисты полагали, что стандартное водоизмещение СМПЛ должно быть строго по ТТЗ и не более 80–100 тонн, что позволяло бы транспортировать подлодку на военно-транспортных самолетах (с частично снятым вооружением и оборудованием – на Ан-22, в боеготовом состоянии – на Ан-124) на любой театр военных действий, а постоянное их базирование вместе с легководолазами-спецназовцами организовать в одном месте. Однако доводы критиков не были приняты во внимание, поскольку командование ВМФ считало возможным «построить столько СМПЛ, сколько нужно для каждого флота». Что касается мобильности, то предполагалась буксировка этих лодок с помощью атомных субмарин, хотя все понимали: для больших расстояний реализовать подобный план невозможно.

В 1988–1990 годах по проекту 865 были построены две СМПЛ с бортовыми номерами МС-520 и МС-521, которые фактически являлись малыми подлодками. Они предназначались для проведения разведывательно-диверсионных операций, в том числе для транспортировки боевых пловцов и обеспечения их действий, а также для постановки мин и нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника. СМПЛ были однокорпусными, построенными из титанового сплава, что обеспечивало глубину погружения до 200 метров. ГЭУ – обычная ДЭУ. Дальность плавания под РДП – 1000 миль, под электромотором – 250. Автономность – десять суток. Экипаж – три человека, а также при необходимости – до шести легководолазов-спецназовцев со снаряжением. Они покидали субмарину в подводном положении через шлюзовую камеру.

В верхней части корпуса лодки находились два 533-мм контейнера для СПД типа «Сирена» и два 533-мм минных устройства для мин типа ПМТ. Вместо мин могли устанавливаться решетки для стрельбы 400-мм торпедами «Латуш» (улучшенный вариант СЭТ-72М) самовыходом.

Владислав Никольский,
доктор технических наук,профессор
Николай Новичков,
кандидат технических наук
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9287

Картина дня

наверх