На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

Соревнуясь в том, как бы больнее «пнуть» СССР, либералы придумывают и приписывают павшей империи «зла» все мыслимые и немыслимые грехи. Одной из главных идей в «переписывании» истории Второй мировой войны стало обвинение Союза в разжигании мировой войны.

Но дело это довольно трудное, так как Мюнхенский договор мы не подписывали, в войну вступили через два года после её начала и не вступали бы, если бы Германия на нас не напала.


В сознании широкой публики на слуху тезис, что «фашистский меч ковался в СССР». Началу этих разговоров положила публикация Дьякова Ю.Л. и Бушуевой Т.С.1). К сожалению, мало кто из журналистов прочел ее, в своих утверждениях они опираются только на название книги.СМИ даже утверждали, что в СССР учился сам Геринг и Гудериан, мол Москва сама взрастила «на свою голову» этих немецких военачальников. СССР в Липецке учил немецких лётчиков, в Казани обучались танкисты, а, что ещё хуже, Сталин экономически поддерживал восстановление мощи Третьего Рейха.

А книга как раз очень интересная, но только она не о том, о чем они думают. У нее просто хлесткий заголовок. О чем же вообще идет речь?

После завершения Первой мировой войны и окончания гражданской в России, в Европе сложилась уникальная ситуация. Две страны, которые до 1914 г. относили к великим, оказываются в международной изоляции. Им отказывают в праве не только считаться мировыми державами, но и даже державами регионального значения. В обеих странах экономическое положение близко к катастрофическому, множество военно-политических врагов. Среди этих врагов есть и общие, такие как Польша.

Для начала надо вспомнить, что советско-германские военные проекты были запущены в 20-е годы, в 1922-1933 годы – это время т. н. Веймарской республики. А Веймарская республика была вполне демократическим государством, в Германии существовало мощное социалистическое и коммунистическое движение. Была надежда, что Германия в итоге станет социалистической республикой. То есть, сама постановка вопроса о «фашистском мече» в корне неверна.

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Немецкие курсанты в Липецке.



Вопрос – кто у кого учился?

В 20-е годы СССР представлял из себя аграрную страну с только начинавшей восстанавливаться после Первой мировой, Гражданской войн экономикой. Учить немцев танковому делу и боевому использованию авиации мы, в принципе, не могли. Так, за время Первой мировой войны Берлин выпустил 47,3 тысяч боевых аэропланов, мы – 3,5 тысячи, у немцев было 70 танков, у нас первый выпустили в 1920 году. Первый танк России - «Борец за свободу товарищ Ленин» - скопировали с трофейного французского «Рено» и выпустили в Нижнем Новгороде (завод «Красное Сормово»). Совсем плохо было с выпуском авиадвигателей.

По наличию квалифицированных специалистов Россия также уступала Германии, в Германии обязательное среднее образование ввели ещё в 1871 году, у нас в конце существования Российской империи было две трети населения неграмотных. Кто кого в такой ситуации мог учить?

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Ангары, 1926.

 

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Бараки сразу после постройки, весна 1927.




В этих условиях «союз двух париев», по меткому замечанию Ллойд Джорджа, стал предопределен. Началом оформления такого союза стал знаменитый Рапальский договор. «Рапалльский договор внес существенные изменения в политическую ситуацию в мире. Он означал прорыв международной изоляции как Советской России, так и Веймарской Германии, содействовал восстановлению их международного положения. Благодаря Рапалльскому договору была создана уникальная атмосфера для советско-германского сближения. Обе страны первыми после войны признали друг друга в качестве равноправных партнеров. Эти «парии Европы», пытаясь выжить, вынуждены были пойти на широкомасштабное военно-экономическое сотрудничество, которое в период расцвета рапалльской политики по существу являло собой негласный военно-политический союз. Питали его идеи реванша, с одной стороны, и идеи мировой революции, с другой. Правда, ни та, ни другая сторона так и не решились до конца формализовать свои почти союзнические отношения, прекрасно понимая силу и слабости своего альянса. И Москва, и Берлин предельно цинично рассматривали свои взаимоотношения в качестве средства для достижения собственных целей и отлично представляли себе побудительные мотивы другой стороны. Поэтому их отношения с течением времени постоянно эволюционировали в сторону от почти союзнических к сбалансированию взаимных интересов, поиску иных политических союзников, диверсификации своих политических, военно-промышленных и экономических связей. Это были вынужденные и в то же время логичные политические шаги — и Германия, и Россия возвращались в мировую политику.»
В апреле 1922 года в ходе конференции в Генуе Берлин и Москва подписали Рапалльский договор. Страны отказывались от претензий друг к другу, Берлин признавал национализацию всей немецкой собственности в России. Традиционные торговые связи были восстановлены. Договор не содержал военных статей, но мог послужить основой для сотрудничества и в военной области. Германия нуждалась в полигонах, где можно было испытывать технику вдали от наблюдателей Антанты, Россия - в германском опыте производства и применения новейшей техники.


В начале сотрудничество развивается по военно-промышленной линии:

1. Концессия Юнкерса от 1922г, с передачей ему «Русско-Балтийского завода» в Филях и обязательством советской стороны закупать до 60 самолетов в год.

2. Договор о строительстве химзавода по производству отравляющих веществ от 1923г.

3. Договора о реконструкции военных заводов и поставках артиллерийских снарядов райхсверу.

Начиная с 1925 г., у сторон нарастает недовольство уровнем и качеством договоров и концу 1926г. концессии и работы по договорам прекращаются. Начиная с 1925 г. стороны договариваются о развитии военно-учебной линии сотрудничества. При этом Германия получает возможности, которых лишена по Версальскому договору. «В качестве целей этого сотрудничества германской стороной было намечено дальнейшее развитие военной теории и оперативного искусства, подготовка соответствующих высококвалифицированных кадров, проведение испытаний новых видов военной техники, разработка на этой основе наставлений по обучению военному делу и боевых уставов». Создаются:

1. Авиационная школа в Липецке.

«Немецкий персонал авиашколы на постоянной основе согласно протоколу к соглашению должен был составлять восемь человек, включая руководителя школы. С советской стороны выделялся один офицер в качестве постоянного помощника руководителя школы (офицер связи), а также 20 человек по обслуживанию аэродрома». «всего в период с 1925 по 1933 г. в Липецке прошел подготовку более 120 немецких боевых летчиков и около 100 летчиков-наблюдателей (всего порядка 270 человек)»

 

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Вид Липецка.

 

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Истребитель Фоккер D XIII был самым распространенным самолетом в Липецкой авиашколе.

 

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Fokker D XIII на снежных лыжах.



Договор о создании авиашколы в Липецке был подписан 15 апреля 1925 г. в Москве, летом этого же года её открыли. Она была создана на деньги немцев и немцами, самолеты (купленные в Голландии якобы для Аргентины) купили немцы. Немецкие курсанты приезжали в Россию под видом туристов и служащих фирм. Школу возглавлял немецкий офицер: в 1925-1930 гг. майор Вальтер Штар, затем с 1930 по 1933 гг. майор М. Мор и капитан Г. Мюллер. Преподавателями лётного дела были немцы, постепенно численность немецкого персонала выросла до 60 человек. Школу закончили 360 лётчиков, из них 220 немцев, 140 русских и ещё 45 русских авиамехаников. Это довольно немного, например, только в 1932 году в школах в Брауншвейге и Рейхлине немцы подготовили почти 2000 пилотов. Расходы на содержание также взяли на себя немцы, они же доставляли все авиационные материалы и оплачивали транспортные расходы.

Основу парка самолетов составили купленные немцами истребители "Фоккер D-XIII", летом 1925 года 50 упакованных в ящики аэропланов перевезли морем из Штеттина в Ленинград. Летом 1926 годы были поставлены 8 двухместных разведчиков «Хейнкель HD-17». К концу 1929 парк ещё более вырос.

В целом школа в Липецке обходилась Берлину в 2 млн. марок ежегодно, в некоторые годы больше. Это без учёта расходов на строительство.

То есть, немцы на свои деньги готовили немецких и советских пилотов, механиков, делились уникальным опытом, новейшими техническими достижениями. А после прихода к власти Гитлера школу закрыли, всё оборудование досталось СССР. В итоге, можно сказать, что немцы ковали «советский меч».

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Heinkel D 17.

 

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Разведчик Альбатрос 84 на испытаниях, 1931 г.



2. Танковая школа в Казани

Танковая школа в Казани. «постоянный состав танковой школы должен был состоять, с немецкой стороны, из 42 человек, в том числе 7 человек административной службы, 3 преподавателей (по артиллерийскому, пулеметному и радиоделу), 5 инструкторов по вождению танков, с советской стороны — из 30 человек административно-технического и вспомогательного состава без персонала охраны». «Имущество школы помимо жилых помещений, мастерских, складов, электростанций и т. п. должно было включать три танка, один гусеничный трактор, два грузовика, три легковых автомобиля и два мотоцикла».


Школа была создана в конце 1926 года, принципиальный подход был таким же – немецкий штат при вспомогательном персонале с советской стороны: столяры, слесари, шофёры, маляры, кухарка, сторож, охрана и т. д. Начальник и преподаватели - немцы. Размещалась школа в бывших казармах 5-го Каргопольского драгунского полка.


Подготовительные работы шли до лета 1928 года – немцы обустроили учебное помещение, мастерские, подготовили полигон. Лишь весной 1929 года начались учебные занятия. Когда из Германии привезли 10 танков, в целях конспирации их называли «тракторы».

«К практическому обучению танковая школа в Казани приступила лишь в первой половине 1929 г», «В 1929/30 гг. курсы закончили 10 немецких офицеров, в 1931/32 гг. — 11 и в 1933 г. — 9, то есть всего 30 человек» .
До закрытия в 1933 году школа успела сделать три выпуска 65 человек начсостава для танковых и механизированных частей Красной армии.


Все расходы по содержанию, обустройству были возложены на немцев. Немцев заставили заплатить даже за съезд частей и военно-учебных заведений, которые здесь располагались. Учебные танки предоставлялись немцами.


Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Советский танк (системы Русский рено - Борец за свобододу тов.Ленин. Выпущен сормовским заводом в количестве 17 штук).



Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

полковник Й. Харпе



Руководил школой с 1929 года подполковник В. Мальбрандт, в честь него проект получил название «КАМА» (КАзань + МАльбрандт). Затем школой руководил Л. фон Радльмайер, в 1932-1933 гг. – полковник Й. Харпе.

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Танковая школа КАМА, Казань (1929 год).



Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

Учения в танковой школе КАМА, Казань.




3. Химическая школа «Томка».

«Группа немецких исследователей, в которую входили и химики, и летчики называлась «Гела» («Гезельшафт фюр ландвиртшафтлихе Артикель мбХ»). Работу «Гелы» возглавлял Х. Хакмак (под псевдонимом Амберг). В «группу Амберга» входило 12 человек». «Это сотрудничество в области военной химии следует оценить как последовательное, плодотворное и взаимовыгодное. Его основным итогом для СССР было то, что менее чем за 10 лет Красная Армия сумела создать собственные химвойска, организовать научные исследования и испытания, наладить производство средств химического нападения и защиты и, таким образом, встать в области военной химии вровень с армиями ведущих мировых держав».

Договор о проведении совместных аэрохимических испытаний был подписан в августе 1926 года. Картина была примерно такой же, как в Липецке и Казани. Только в Саратовской области задачи были другие – совместные исследования.

СССР предоставлял полигон и обеспечивал условия работы, немцы брались обучать советских специалистов в ходе опытов. Ставились в основном задачи не подготовки кадров, а исследовательские. Техническое руководство было в руках немцев, административное в советских.

Первые испытания проходили под Москвой на полигоне «Подосинки»; было проведено около 40 вылетов, и доказана возможность применения авиацией иприта против живых целей, для заражения территории и населенных пунктов. В 1927 году завершилось строительство объекта «Томка» около города Вольска в Саратовской области и испытания были перенесены туда. Работали над способами химической атаки, проверялись средства химической защиты, изучались на животных поражающие свойства иприта, способы очистки местности. Первым руководителем проекта со стороны Германии был полковник Л. фон Зихерер, с 1929 по 1933 годы генерал В. Треппер. Большую часть финансирования проекта брали на себя немцы.


Было ли полезно это сотрудничество

Без сомнений – да! Берлин, нарушая международные обязательства, за свой счёт создавал новейшие военно-учебные и исследовательские центры в СССР. Мы же никаких договоров не нарушали – в Версаль нас даже не пригласили.

СССР приходилось создавать многие военные направления с нуля, и тут помощь Германии была бесценной. Немцы делились своим опытом, знаниями, технологиями бесплатно! Так, за десять лет почти с нуля были созданы советские химические войска, были организованы научные исследования, налажено производство химического оружия и средств защиты. В 1931 году у СССР уже было, помимо 400 тыс. старых снарядов Первой мировой войны, которые подлежали перезарядке, 420 тыс. новых боеприпасов (с ипритом, фосгеном, дифосгеном). Были испытаны дистанционные химические снаряды и взрыватели к ним. На вооружение ВВС приняли 8-ми и 32-х кг бомбы с ипритом (для заражения территории), 8-ми кг осколочно-химические бомбы с хлорацетофеном для поражения живой силы противника. К концу 1931 года готовились принять на вооружение 50-ти и 100 кг бомбы с ипритом дистанционного действия, ударные с фосгеном. Имелось 75 комплектов выливных авиационных приборов ВАП-4 и планировалось в 1931 году создать ещё 1000. Были созданы разливочные станции мощностью свыше 5 млн. снарядов и бомб в год.

Таким образом, СССР в кратчайшие сроки ликвидировал отставание от ведущих держав в области химоружия и стал с ними вровень. В СССР была создана своя отличная школа военных химиков.

Другие направления сотрудничества

Красная Ария и СССР, благодаря сотрудничеству с Германией, получили отличные кадры лётчиков, танкистов, химиков, а после прекращения сотрудничества и сами объекты с оборудованием. В Липецке была открыта Высшая лётно-тактическая школа Военно-воздушных сил, в Казани – Казанское танковое училище, в Саратовской области нам остался полигон, часть имущества «Томке» пошла на развитие Института химической обороны.

Но были и другие направления – сотрудничество в области развития современных вооружений. В конце 20-х годов немецкий конструктор Э. Хейнкель разработал для советских ВВС истребитель HD-37, в СССР он выпускался как И-7, всего с 1931 по 1934 годы выпустили 131 самолет. Ещё один самолет, построенный Хейнкелем для Москвы, – это морской разведчик «Хенкель-55», у нас его назвали КР-1, и стоял он на вооружении до 1938 года.

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

морской разведчик «Хенкель-55», у нас его назвали КР-1.



Кроме того, у Германии заказали катапульту К-3 для запуска КР-1 с линейного корабля «Парижская коммуна», в конце 30-х купили две катапульты К-12 для крейсеров «Ворошилов» и «Киров».

Для танкостроительной отрасли: в Т-26, БТ, Т-28 сварные корпуса немцев, приборы наблюдения, прицелы, идея спарить орудие с пулемётом, электрооборудование, радиооборудование. Для артиллерии: 76-мм зенитка 1931 года, путём её модернизации создали 76-мм зенитку образца 1938 года и 85-мм зенитную пушку 1939 года, ещё и система 76-мм корабельных зениток. Приобрели у немцев 37-мм противотанковую пушку, путём её модернизации создали знаменитую 45-ку образца 1945 года. С 1932 года по 1942 год их было построено более 16 тысяч. На её базе создали 45-мм танковое орудие, ими были вооружены почти все советские танки, которые выпускали перед войной.

Для ВМС СССР были спроектированы подлодки «серии IX», в конце 1934 года на Балтийском заводе заложены 3 ПЛ: Н-1, Н-2, Н-3, с 1937 года «С» - «средние» (иногда называют «сталинцами»). Многие конструкторские решения и механизмы «немок» применялись и в последующих, уже советских, проектах. На основе этого проекта запустили «серию IX-бис», главное их отличие от «немок» - это замена немецких дизелей советскими и в небольших изменениях ограждения рубки. К началу Великой Отечественной войны были построены, или почти готовы 20 ПЛ, ещё 18 строилось.

Осуществлялся также обмен разведданными о Польше, взаимное участие наблюдателей на маневрах и учениях армий, командировка технических специалистов (группа Шредера из 7 человек и несколько других), обучение в Германии краскомов «общее количество ездивших в Германию «по линии военведа за 1925 — 1931 гг. составило 156 человек»» (среди этих имен встречаются весьма именитые -Уборевич, Эйдемана, , Якир, Дыбенко) .

Пережив свой рассвет в 1927-29 гг, начиная уже с 31-го года отношения стран начинают постепенно сворачиваться. Начинают налаживаться отношения с Францией и советское руководство становится готовым уже ее рассматривать как потенциального союзника. О сворачивании отношений с Германией убедительно свидетельствуют данные о торговле2):

 

ГодыТоварооборотЭкспорт Германии в СССР
1931 1065,8 762,7
1932 896,7 625,8
1933 476,3 282,2
1934 286,3 63,3
1935 241,0 49,3
1936 219,3 126,1
1937 182,5 117,4

 

Процесс еще более убыстряется с приходом Гитлера к власти. В течение 1933 г. военно-техническое сотрудничество прекращается. Полностью экономические связи не прерываются. Но о военном сотрудничестве уже и не идет речи.


Таким образом, не «немецкий меч» ковался в Союзе, а скорее наоборот, немцы помогли нам в 1920- начале 1930-х годов создать основы современных танковых, военно-воздушных, химических войск и отраслей ВПК.

Выходит, Москва отличалась не глупостью в те годы, а высоким государственным умом, использовав по максимуму выгоды сотрудничества с Германией.

Миф о том, что в СССР ковался «фашистский меч»

 

истребитель HD-37, в СССР он выпускался как И-7.

 

Подитоживая все сказанное можно сделать выводы:

1. Сотрудничество относится к периоду до прихода Гитлера к власти. Сотрудничество с догитлеровской Германией, с рейхсвером, а не с вермахтом. Таким образом, утверждать, что «фашистский меч ковался в СССР», не приходится.

2. «Практически благодаря советско-германскому «военно-техническому» сотрудничеству были заложены основы ВПК СССР. В качестве примера достаточно упомянуть тот же завод в Филях (Москва), сегодня — завод им. Хруничева, на котором производится ракетное оружие. Химзавод в Чапаевске (Иващенково в начале 20-х годов было переименовано в Троцк, а после того, как Троцкий попал в опалу, — в Чапаевск) берет свое начало от «Берсоли». Полигон в Шиханах (Саратовская область) и по сей день используется в военных целях, а на полигоне в Тоцком (Оренбургская область) в послевоенные годы совершенствовалось советское атомное оружие. Фактически с предоставления концессий «Юнкерсу» началось становление советской авиационной промышленности (завод в Филях в середине 20-х годов считался флагманом советского самолетостроения) и воздушных перевозок внутри страны».

ОРИГИНАЛ http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istor...

Источники:

1) Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. «Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и Рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы.», М.: «Советская Россия», 1992
2) Пыхалов И. «Советско-германское экономическое сотрудничество»

http://wiki.istmat.info/
http://topwar.ru/

Картина дня

наверх