"...Хочется сразу вобрать в себя, всосать всеми нервами эту яркую жизнь в свой мозг, переработать её в себе, всю сразу, выжать из неё квинтэссенцию её внутреннего смысла и, выкинув её из головы на бумагу, в виде тесной сотни сжатых строк, — сделать это... и больше ни звука о выставке, об этой универсальной лавочке ... О, конечно, выставка имеет большую цену для торговцев и фабрикантов, но она утомляет человека... и... и слишком много горьких дум она возбуждает..."
Это слова М.Горького о XVI Всероссийске выставке 1896 года, которая проходила в Нижнем Новгороде.
В России первые промышленные выставки получили название мануфактурных (от латинского слова манус – рука).
Вопрос об организации промышленных выставок был поставлен в 1824 году. Проект создания национального промышленного музея – хранилища с «публичной выставкой», предлагался Московским обществом сельского хозяйства для развития отечественной промышленности. Автором проекта был академик И.Х.Гамель, который находился под впечатлением от посещения Парижского музея-хранилища изделий французской промышленности. А собственно инициатором проведения выставки был президент Московского общества сельского хозяйства, московский военный генерал-губернатор Д.В.Голицын, который выдвигал данную инцициативу еще в 1824 г.
В августе 1828 года на уровне правительства обсуждался вопрос о промышленных выставках. Было принято решение об устройстве промышленных выставки в России. Инициатором проведения первой российской выставки , а также строительства специального здания для ее проведения был министр финансов Е.Ф. Канкрин.
Первую выставку мануфактурных изделий было решено организовать весной 1829 года в Санкт-Петербурге. В сентябре 1828 года были подготовлены, отпечатаны и разосланы правила предстоящей выставки , а также приглашения принять в ней участие возможным экспонентам. В качестве потенциальных экспонентов рассматривались губернаторы, предводители дворянства, купеческие думы, отдельные заводчики и фабриканты. По замыслу устроителей, на этой выставке Россия должна была показать способность развивать собственное производство и оправдать политику протекционизма.
Для проведения первой выставки было решено построить специальное помещение. «Комиссия для окончания строений на Биржевой площади» осуществляла строительство выставочного здания – «Экспозиционной залы» около Биржи, на Васильевском острове.
Таким образом, первая Всероссийская выставка российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге разместилась в специально выстроенной для этих целей «Выставочной зале» на Стрелке Васильевского острова - огромном здании, включающем ряд просторных помещений. Выставка проходила с 15 мая до 8 июня 1829 года.
В устройстве первой промышленной выставки принимали участие:
Российская Академия наук,
Петербургский университет,
Медико-хирургическая академия,
Академия художеств,
Вольное экономическое общество и ряд других учреждений.
Председателем комитета первой выставки российских изделий был утвержден генерал-лейтенант Ф.И.Герард, членами – действительный статский советник Г.М.Яценков, статский советник И.М.Евреинов, надворный советник Я.Я.Рейхель и фабрикант Ф.Ф.Битепагг. Многие представители выставочного комитета были крупными промышленниками, знавшие состояние промышленности в России изнутри.
Экспозиция. Эта выставка как бы обозначила начало первой промышленной революции в России. В ее работе участвовало 326 участников из 33 российских губерний. Правда, большинство участников представляло Московскую и Петербургскую губернии, которые в то время имели более развитую промышленность.
На первой промышленной выставке было представлено более 4 000 всевозможных и разнообразных экспонатов, которые были структурированы по 15 разделам: машины и инструменты, химическая продукция, текстиль и т.д.
Экспозиция начиналась с отдела «Машины и инструменты, математические, физические и прочие». Этот экспозиционный ход делал акцент на преимуществе применения машин в производстве, что способствовало поощрению развития российского машиностроения, находившегося тогда в зачаточном состоянии.
Экспонаты и экспертиза.
Для наглядности на выставке производили сравнение отечественных изделий, участвующих в выставочном показе, с иностранными аналогами. На каждой выставленной вещи должно было стоять клеймо, «доказывающее российское оных происхождение». Пресса отмечала инструменты и часы производства заводов В. А. Всеволожского, крупного заводчика, изобретателя «литого железа». Достойно были оценены «изящные образцы белого оружия Златоустовской фабрики, особенно две сабли в азиатском вкусе», на одной из которых, «украшенной драгоценными каменьями, изображено на клинке заключение мира при Эривани, а на другой — Назаринское сражение».
Привлекли внимание «красивостью форм, чистотой отделки и блеском бронзы» разнообразные люстры, выполненные из папье-маше под бронзу Богданом Яном и Карлом Крейтоном, Публику поражала мебель придворного мастера Гамбса из «орехового, серого, белого и зеленого русского дерева», которая «красотой своей не уступала красному дереву».
Целые залы были отведены под шерстяные ковры, шелковые материи, бархат, шали, искусственные цветы, золотошвейные и вышивные изделия. Но не только роскошь привлекала взоры посетителей. Наряду с шелками и золотным шитьем современники оценили и клеенчатые ковры фабрики Чурсинова, относящиеся, по мнению многих, к числу отечественных изобретений,
На выставке был представлен петербургский фарфор: тонкой работы фарфоровые изделия Петербургского Императорского завода и известных фабрикантов Гартнеров. Восторженный современник, описывающий выставку в журнале «Отечественные записки» за 1929 г. отмечал, что «Россия не имеет больше надобности ни в севрском, ни в саксонском фарфоре». Но это не совсем так. По мнению других современников, не всегда введение тарифов было благотворным, по крайней мере, для потребителя: российский фаянс до уровня «мировых стандартов» явно не дотягивал. Частные заводы представлены были фабрикантами Гарднерами, заводом братьев Фетисовых, заводом надворного советника Г.Поскочина. И хотя Гарднеры получили «меньшие золотыя медали», но в целом фаянс не выдерживал сравнения с английским: "нечистая масса, неровная глазурь, вес тяжелый, от кипятку трескается, при том цена высока". «Давно ли еще мы покупали прекраснейший Веджвудов фаянс по 2 рубля за дюжину тарелок, а ныне за дурной платим шесть рублей и дороже, за то, что свой», - такова цена протекционизма, который не мог, конечно, решить сразу проблемы, требующие не только технологий, но традиций, культуры, школы.
Лучшим фаянсом в России в это время считался киевский, но в центральных областях его в продаже практически не было. Дальность привоза хрупких изделий делала конечную цену очень высокой.
Проблемы транспорта и дорог того времени давали о себе знать. И если в Англии в 1829 году уже на конкурсной основе выбирается паровоз «Ракета» Дж.Стефенсона, то в России до строительства паровоза Черепановых оставалось еще 5 лет. Да и не стал сразу паровоз Черепановых началом железнодорожного сообщения в России.
Своеобразным украшением выставки были ваза и чаши из малахита, а также платиновые изделия, выполненные в лаборатории Горного института в Петербурге. Оживляла экспозицию и картина на религиозный сюжет, выполненная московским художником Кузнецовым из разных «дорогих руд, камений и минералов».
Награду на выставке получили многие отечественные производители. Так ,за качество продукции награды был удостоен «красочный фабрикант» Волосков, творец красок, получивших известность за рубежом,; часовых дел мастера Иван Толстой и Иван Носов; тульские мастера Маликов и Барыков, выставившие прекрасные тульские самовары,
Оказывается, российские товары были очень даже неплохими; «…рассеялось то обидное для русских предубеждение, будто в России не умеют сделать ничего превосходного; многие, к стыду своему, сознались, что они покупали в иностранных магазинах русские изделия за английские и французские, вдвое высшими ценами». Так, одним из изделий, выдававшихся за иностранные, была обычная табакерка. Имеются в виду не сувенирно- подарочно-наградные изделия из золота с бриллиантами, а о товары широкого потребления из папье-маше фабриканта из Санкт-Петербурга М.Болля и московского купца П. Лукутина. Табакерки их производства ни в чем не уступали брауншвейгским , из-за чего и случались «ошибки», а стоили они намного дешевле. Экспертизу изделий на выставке производили видные ученые и привлеченные крупные специалисты.
Правила. Правила для участников первой выставки были утверждены самим императором Николаем I и послужили образцом для последующих промышленных выставок.
В «Описаниях первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1829 г.» было указано о порядке проведения : «Во все продолжение Выставки фабриканты и их приказчики и доверенные Маклера находились, каждый при своей партии, наблюдая за сохранностью вещей и удовлетворяя любопытство посетителей – сверх того, в каждом зале поставлены были надежные досмотрщики.
Сделано было распоряжение и строго подтверждено досмотрщикам приносить в присутствие Комитета все, что могло быть случайно обронено или потеряно посетителями. Сие было исполняемо в точности, и найденные вещи возвращены хозяевам по надлежащем удостоверении.
Полиция не вмешивалась ни в какие распоряжения внутри залов; обязанность ее ограничивалась соблюдением благочиния и порядка на улице и дворе; в залах же надлежащий порядок и благоустройство сохраняемы были Членами Комитета и прикомандированными чиновниками.»
Правила детально предусматривали порядок проведения выставки, в том числе и обязанности Комитата выставки в плане проведения, организации и даже в обеспечении сохранности экспонатов: в «Высочайше утвержденных Правилах обустройства выставки Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге», которые обязывали Комитет выставки (п.13):
f) Наблюдать, чтобы никакие вещи в часы открытия не оставались без надзора приказчиков или Маклеров;
g) Через Комиссара иметь надзор за внутренним порядком и тишиною в залах экспозиции, и чтобы не допускались в оные люди, в неприличном виде приходящие;
i) Принять нужные меры о целости выставленных предметов, особливо при открытии и закрытии помещения и в ночное время».
Вход в выставочные залы был свободный. За 3 недели работы выставки ее посетило более 100 тысяч человек. Император собственной персоной посетил выставку и даже участвовал в награждении победителей. Участие в выставке на равных представителей всех сословий способствовало смягчению социальных предрассудков. Как тогда писали, «всеобщая почтительность внушила фабрикантам... и даже художникам и ремесленникам уважение к своему званию».
Итоги выставки
Для выставки 1829 г. Санкт-Петербурге характерно:
сравнение предметов внутри отраслевых групп,
обучение и просвещение участников в ходе всей работы выставки;
знакомство потребителей и торговцев с новой продукцией и новыми производителями.
Основным результатом первой выставки, воспринятой петербуржцами и гостями с патриотической гордостью, была демонстрация успехов зарождающейся отечественной промышленности. Экспоненты выставки были щедро награждены: из 326 участников выставки 210 получили награды и поощрения. Медалями было награждено 108 экспонентов. Из них 16 получили большие и 35 – малые золотые медали, 38 – большие серебряные и 19 малые.
Посетивший выставку еще до ее открытия известный немецкий путешественник и ученый, почетный академик Российской академии наук А. Гумбольдт так охарактеризовал ее: «Я не ожидал бы и через 30 лет таких успехов в России». Большое впечатление на крупного специалиста произвели физические, химические, оптические, математические инструменты и приборы, изготовленные на казенных заводах. Внимание привлекали отливки из чугуна, которые, по словам современников, «своею смелостью и тонкостью нисколько не уступали берлинскому литью».
Во время проведения выставки еще была свежа память о победе в отечественной войне 1812 года, и ее значение выразили в лозунге: «Это - наши мирные трофеи», а в правительственных «Санкт-Петербургских ведомостях» подчеркивали: «Замечательно, что ни в одном государстве первая выставка отечественных мануфактурных изделий не возбудила такого энтузиазма, как в России».
В результате первой Российской промышленной выставки были сделаны выводы, касающиеся дальнейшего развития страны:
Выставка наглядно и представительно продемонстрировала состояние промышленности практически всей России , так как на ней экспонировались изделия из 33 губерний страны;
Выставка дала толчок к дальнейшему усовершенствованию продукции и ее качества как взаимодействия с представленными на выставке конкурентами («петербургские торговцы только на выставке узнали о многих значительных московских фабриках, о которых до того времени не имели никакого представления и даже о существовании их не слыхали»);
Выставка показала, что многие изделия, выдаваемые за иностранные, сделаны руками русских мастеров и их произведения могут достойно конкурировать с изделиями, изготовленными за рубежом, поколебав, «вредное и закоренелое предубеждение в пользу всего заморского»;
Выставка вскрыла значительное отставание России в производстве сельскохозяйственных машин;
Успех выставки доказал необходимость и пользу проведения регулярных смотров отечественной промышленности.
В музее истории Выксунского металлургического завода в июне-июле 2012 г. была представлена экспозиция фотографий под названием «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». Фотографии были предоставлены Государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева (г. Москва).
Выставка фоторабот Максима Дмитриева была приурочена к открытию второго международного фестиваля новой культуры «Арт-Овраг».
Выставка включает в себя 37 фотографий крупнейшей дореволюционной выставки в России, демонстрировавшей промышленный подъем и достижения в художественной сфере. На фотографиях представлены работы многих известных художников, архитекторов и инженеров, среди которых Лев
Бенуа, Лев Кекушев, Федор Шехтель, Константин Коровин, Александр Померанцев, Владимир Шухов.
На выставке были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъёма: первая в мире гиперболоидная стальная сетчатая башня-оболочка и первые в мире стальные сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки (8 павильонов выставки общей площадью более 25 тысяч квадратных метров, включая уникальную ротонду конструкции Шухова — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия); первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А. С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе; многие другие технические изобретения, технологии, художественные достижения.
На выставке читались лекции по разным предметам; в каждом отделе, в известные часы, давались объяснения. Во время выставки устроены были съезды торгово-промышленный (более 1 тысячи членов), овцеводов, пчеловодов, пожарный и др. Всех посетителей на выставке, в течение 125 дней, было 991 033, считая в том числе и бесплатных народных учителей, учеников, рабочих и проч. Для воспитанников учебных заведений и рабочих был устроен даровой проезд на выставку. На московской всероссийской выставке 1882 г. посетителей было 1 077 198 человек. Экспонентов в Н. Новгороде 9700, в Москве — 5318. Особенно широко были в Нижнем представлены отделы среднеазиатский, сибирский, крайнего севера (устроенный Московско-Яросл.-Архан. жел. дорогой).
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
Фотография М. П. Дмитриева
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид павильона машинного отдела. Нижний Новгород.
В советские времена начиная с 1939 г. в Москве была открыта постоянно действующая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Вот что писалось о ней тогда в печати:
"Выставка – грандиозное сооружение современности. В ее создании принимали участие рабочие и инженеры многочисленных промышленных предприятий, строительных и проектных организаций. Большой вклад в разработку содержания и оформления выставки вложили советские ученые, агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры. Более четырех тысяч архитекторов, художников, скульпторов, мастеров народного творчества национальных республик работали над тем, чтобы в наглядной форме донести до миллионов посетителей выставки творческий труд новаторов сельского хозяйства, передовой опыт колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций, научных учреждений.
В идейно-художественном содержании выставки нашли яркое отражение выдающиеся успехи народов Советского Союза в области сельского хозяйства и изобразительных искусств.
На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке находят яркое отражение рост народного благосостояния и расцвет культуры колхозной деревни.
Выставка призвана помочь нашему народу осуществить великие задачи, поставленные Коммунистической партией и Советским правительством перед социалистическим сельским хозяйством, привести в действие неисчислимые резервы колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций."В 1954 году ВСХВ вновь открылась после реконструкции, которая была начата в 1950 году, благодаря которой ВСХВ встала в один ряд с Версалем и Петергофом. В 1959 году комплекс был перепрофилирован и переименован в ВДНХ СССР («Выставка достижений народного хозяйства СССР»).
Свежие комментарии