На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

О промышленных выставках в России и СССР

"...Хочется сразу вобрать в себя, всосать всеми нервами эту яркую жизнь в свой мозг, переработать её в себе, всю сразу, выжать из неё квинтэссенцию её внутреннего смысла и, выкинув её из головы на бумагу, в виде тесной сотни сжатых строк, — сделать это... и больше ни звука о выставке, об этой универсальной лавочке ... О, конечно, выставка имеет большую цену для торговцев и фабрикантов, но она утомляет человека... и... и слишком много горьких дум она возбуждает..."
Это слова М.Горького о XVI Всероссийске выставке 1896 года, которая проходила в Нижнем Новгороде.


В России первые промышленные выставки получили название мануфактурных (от латинского слова манус – рука).

Вопрос об организации промышленных выставок был поставлен в 1824 году. Проект создания национального промышленного музея – хранилища с «публичной выставкой», предлагался Московским обществом сельского хозяйства для развития отечественной промышленности. Автором проекта был академик И.Х.Гамель, который находился под впечатлением от посещения Парижского музея-хранилища изделий французской промышленности. А собственно инициатором проведения выставки был президент Московского общества сельского хозяйства, московский военный генерал-губернатор Д.В.Голицын, который выдвигал данную инцициативу еще в 1824 г.

В августе 1828 года на уровне правительства обсуждался вопрос о промышленных выставках. Было принято решение об устройстве промышленных выставки в России. Инициатором проведения первой российской выставки , а также строительства специального здания для ее проведения был министр финансов Е.Ф. Канкрин.

Первую выставку мануфактурных изделий было решено организовать весной 1829 года в Санкт-Петербурге. В сентябре 1828 года были подготовлены, отпечатаны и разосланы правила предстоящей выставки , а также приглашения принять в ней участие возможным экспонентам. В качестве потенциальных экспонентов рассматривались губернаторы, предводители дворянства, купеческие думы, отдельные заводчики и фабриканты. По замыслу устроителей, на этой выставке Россия должна была показать способность развивать собственное производство и оправдать политику протекционизма.

  Для проведения первой выставки было решено построить специальное помещение. «Комиссия для окончания строений на Биржевой площади» осуществляла строительство выставочного здания – «Экспозиционной залы» около Биржи, на Васильевском острове.

Таким образом, первая Всероссийская выставка российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге разместилась в специально выстроенной для этих целей «Выставочной зале» на Стрелке Васильевского острова - огромном здании, включающем ряд просторных помещений. Выставка проходила с 15 мая до 8 июня 1829 года.

В устройстве первой промышленной выставки принимали участие:


  • Российская Академия наук,

  • Петербургский университет,

  • Медико-хирургическая академия,

  • Академия художеств,

  • Вольное экономическое общество и ряд других учреждений.


Председателем комитета первой выставки российских изделий был утвержден генерал-лейтенант Ф.И.Герард, членами – действительный статский советник Г.М.Яценков, статский советник И.М.Евреинов, надворный советник Я.Я.Рейхель и фабрикант Ф.Ф.Битепагг. Многие представители выставочного комитета были крупными промышленниками, знавшие состояние промышленности в России изнутри.

Экспозиция. Эта выставка как бы обозначила начало первой промышленной революции в России. В ее работе участвовало 326 участников из 33 российских губерний. Правда, большинство участников представляло Московскую и Петербургскую губернии, которые в то время имели более развитую промышленность.

На первой промышленной выставке было представлено более 4 000 всевозможных и разнообразных экспонатов, которые были структурированы по 15 разделам: машины и инструменты, химическая продукция, текстиль и т.д.

Экспозиция начиналась с отдела «Машины и инструменты, математические, физические и прочие». Этот экспозиционный ход делал акцент на преимуществе применения машин в производстве, что способствовало поощрению развития российского машиностроения, находившегося тогда в зачаточном состоянии.


Экспонаты и экспертиза.

Для наглядности на выставке производили сравнение отечественных изделий, участвующих в выставочном показе, с иностранными аналогами. На каждой выставленной вещи должно было стоять клеймо, «доказывающее российское оных происхождение». Пресса отмечала инструменты и часы производства заводов В. А. Всеволожского, крупного заводчика, изобретателя «литого железа». Достойно были оценены «изящные образцы белого оружия Златоустовской фабрики, особенно две сабли в азиатском вкусе», на одной из которых, «украшенной драгоценными каменьями, изображено на клинке заключение мира при Эривани, а на другой — Назаринское сражение».

Привлекли внимание «красивостью форм, чистотой отделки и блеском бронзы» разнообразные люстры, выполненные из папье-маше под бронзу Богданом Яном и Карлом Крейтоном, Публику поражала мебель придворного мастера Гамбса из «орехового, серого, белого и зеленого русского дерева», которая «красотой своей не уступала красному дереву».

Целые залы были отведены под шерстяные ковры, шелковые материи, бархат, шали, искусственные цветы, золотошвейные и вышивные изделия. Но не только роскошь привлекала взоры посетителей. Наряду с шелками и золотным шитьем современники оценили и клеенчатые ковры фабрики Чурсинова, относящиеся, по мнению многих, к числу отечественных изобретений,

На выставке был представлен петербургский фарфор: тонкой работы фарфоровые изделия Петербургского Императорского завода и известных фабрикантов Гартнеров. Восторженный современник, описывающий выставку в журнале «Отечественные записки» за 1929 г. отмечал, что «Россия не имеет больше надобности ни в севрском, ни в саксонском фарфоре». Но это не совсем так. По мнению других современников, не всегда введение тарифов было благотворным, по крайней мере, для потребителя: российский фаянс до уровня «мировых стандартов» явно не дотягивал. Частные заводы представлены были фабрикантами Гарднерами, заводом братьев Фетисовых, заводом надворного советника Г.Поскочина. И хотя Гарднеры получили «меньшие золотыя медали», но в целом фаянс не выдерживал сравнения с английским: "нечистая масса, неровная глазурь, вес тяжелый, от кипятку трескается, при том цена высока". «Давно ли еще мы покупали прекраснейший Веджвудов фаянс по 2 рубля за дюжину тарелок, а ныне за дурной платим шесть рублей и дороже, за то, что свой», - такова цена протекционизма, который не мог, конечно, решить сразу проблемы, требующие не только технологий, но традиций, культуры, школы.

Лучшим фаянсом в России в это время считался киевский, но в центральных областях его в продаже практически не было. Дальность привоза хрупких изделий делала конечную цену очень высокой.

Проблемы транспорта и дорог того времени давали о себе знать. И если в Англии в 1829 году уже на конкурсной основе выбирается паровоз «Ракета» Дж.Стефенсона, то в России до строительства паровоза Черепановых оставалось еще 5 лет. Да и не стал сразу паровоз Черепановых началом железнодорожного сообщения в России.

Своеобразным украшением выставки были ваза и чаши из малахита, а также платиновые изделия, выполненные в лаборатории Горного института в Петербурге. Оживляла экспозицию и картина на религиозный сюжет, выполненная московским художником Кузнецовым из разных «дорогих руд, камений и минералов».

Награду на выставке получили многие отечественные производители. Так ,за качество продукции награды был удостоен «красочный фабрикант» Волосков, творец красок, получивших известность за рубежом,; часовых дел мастера Иван Толстой и Иван Носов; тульские мастера Маликов и Барыков, выставившие прекрасные тульские самовары,

Оказывается, российские товары были очень даже неплохими; «…рассеялось то обидное для русских предубеждение, будто в России не умеют сделать ничего превосходного; многие, к стыду своему, сознались, что они покупали в иностранных магазинах русские изделия за английские и французские, вдвое высшими ценами». Так, одним из изделий, выдававшихся за иностранные, была обычная табакерка. Имеются в виду не сувенирно- подарочно-наградные изделия из золота с бриллиантами, а о товары широкого потребления из папье-маше фабриканта из Санкт-Петербурга М.Болля и московского купца П. Лукутина. Табакерки их производства ни в чем не уступали брауншвейгским , из-за чего и случались «ошибки», а стоили они намного дешевле. Экспертизу изделий на выставке производили видные ученые и привлеченные крупные специалисты.


Правила. Правила для участников первой выставки были утверждены самим императором Николаем I и послужили образцом для последующих промышленных выставок.

В «Описаниях первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1829 г.» было указано о порядке проведения : «Во все продолжение Выставки фабриканты и их приказчики и доверенные Маклера находились, каждый при своей партии, наблюдая за сохранностью вещей и удовлетворяя любопытство посетителей – сверх того, в каждом зале поставлены были надежные досмотрщики.

Сделано было распоряжение и строго подтверждено досмотрщикам приносить в присутствие Комитета все, что могло быть случайно обронено или потеряно посетителями. Сие было исполняемо в точности, и найденные вещи возвращены хозяевам по надлежащем удостоверении.

Полиция не вмешивалась ни в какие распоряжения внутри залов; обязанность ее ограничивалась соблюдением благочиния и порядка на улице и дворе; в залах же надлежащий порядок и благоустройство сохраняемы были Членами Комитета и прикомандированными чиновниками.»

Правила детально предусматривали порядок проведения выставки, в том числе и обязанности Комитата выставки в плане проведения, организации и даже в обеспечении сохранности экспонатов: в «Высочайше утвержденных Правилах обустройства выставки Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге», которые обязывали Комитет выставки (п.13):

f) Наблюдать, чтобы никакие вещи в часы открытия не оставались без надзора приказчиков или Маклеров;

g) Через Комиссара иметь надзор за внутренним порядком и тишиною в залах экспозиции, и чтобы не допускались в оные люди, в неприличном виде приходящие;

i) Принять нужные меры о целости выставленных предметов, особливо при открытии и закрытии помещения и в ночное время».

Вход в выставочные залы был свободный. За 3 недели работы выставки ее посетило более 100 тысяч человек. Император собственной персоной посетил выставку и даже участвовал в награждении победителей. Участие в выставке на равных представителей всех сословий способствовало смягчению социальных предрассудков. Как тогда писали, «всеобщая почтительность внушила фабрикантам... и даже художникам и ремесленникам уважение к своему званию».

Итоги выставки

Для выставки 1829 г. Санкт-Петербурге характерно:


  • сравнение предметов внутри отраслевых групп,

  • обучение и просвещение участников в ходе всей работы выставки;

  • знакомство потребителей и торговцев с новой продукцией и новыми производителями.


Основным результатом первой выставки, воспринятой петербуржцами и гостями с патриотической гордостью, была демонстрация успехов зарождающейся отечественной промышленности. Экспоненты выставки были щедро награждены: из 326 участников выставки 210 получили награды и поощрения. Медалями было награждено 108 экспонентов. Из них 16 получили большие и 35 – малые золотые медали, 38 – большие серебряные и 19 малые.

Посетивший выставку еще до ее открытия известный немецкий путешественник и ученый, почетный академик Российской академии наук А. Гумбольдт так охарактеризовал ее: «Я не ожидал бы и через 30 лет таких успехов в России». Большое впечатление на крупного специалиста произвели физические, химические, оптические, математические инструменты и приборы, изготовленные на казенных заводах. Внимание привлекали отливки из чугуна, которые, по словам современников, «своею смелостью и тонкостью нисколько не уступали берлинскому литью».

Во время проведения выставки еще была свежа память о победе в отечественной войне 1812 года, и ее значение выразили в лозунге: «Это - наши мирные трофеи», а в правительственных «Санкт-Петербургских ведомостях» подчеркивали: «Замечательно, что ни в одном государстве первая выставка отечественных мануфактурных изделий не возбудила такого энтузиазма, как в России».

В результате первой Российской промышленной выставки были сделаны выводы, касающиеся дальнейшего развития страны:


  • Выставка наглядно и представительно продемонстрировала состояние промышленности практически всей России , так как на ней экспонировались изделия из 33 губерний страны;

  • Выставка дала толчок к дальнейшему усовершенствованию продукции и ее качества как взаимодействия с представленными на выставке конкурентами («петербургские торговцы только на выставке узнали о многих значительных московских фабриках, о которых до того времени не имели никакого представления и даже о существовании их не слыхали»);

  • Выставка показала, что многие изделия, выдаваемые за иностранные, сделаны руками русских мастеров и их произведения могут достойно конкурировать с изделиями, изготовленными за рубежом, поколебав, «вредное и закоренелое предубеждение в пользу всего заморского»;

  • Выставка вскрыла значительное отставание России в производстве сельскохозяйственных машин;

  • Успех выставки доказал необходимость и пользу проведения регулярных смотров отечественной промышленности.



В музее истории Выксунского металлургического завода  в июне-июле 2012 г. была представлена  экспозиция фотографий под названием «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». Фотографии были предоставлены Государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева (г. Москва).

 Выставка фоторабот Максима Дмитриева была приурочена к открытию второго международного фестиваля новой культуры «Арт-Овраг».

Выставка включает в себя 37 фотографий крупнейшей дореволюционной выставки в России, демонстрировавшей промышленный подъем и достижения в художественной сфере. На фотографиях представлены работы многих известных художников, архитекторов и инженеров, среди которых Лев
Бенуа, Лев Кекушев, Федор Шехтель, Константин Коровин, Александр Померанцев, Владимир Шухов.


XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде. Она стала крупнейшей выставкой Российской империи.

На выставке были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъёма: первая в мире гиперболоидная стальная сетчатая башня-оболочка и первые в мире стальные сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки (8 павильонов выставки общей площадью более 25 тысяч квадратных метров, включая уникальную ротонду конструкции Шухова — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия); первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А. С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе; многие другие технические изобретения, технологии, художественные достижения.

На выставке читались лекции по разным предметам; в каждом отделе, в известные часы, давались объяснения. Во время выставки устроены были съезды торгово-промышленный (более 1 тысячи членов), овцеводов, пчеловодов, пожарный и др. Всех посетителей на выставке, в течение 125 дней, было 991 033, считая в том числе и бесплатных народных учителей, учеников, рабочих и проч. Для воспитанников учебных заведений и рабочих был устроен даровой проезд на выставку. На московской всероссийской выставке 1882 г. посетителей было 1 077 198 человек. Экспонентов в Н. Новгороде 9700, в Москве — 5318. Особенно широко были в Нижнем представлены отделы среднеазиатский, сибирский, крайнего севера (устроенный Московско-Яросл.-Архан. жел. дорогой).



Вид на павильоны. XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.
Фотография М. П. Дмитриева


 
Вид на павильоны Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки. XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.
Фотография М. П. Дмитриева


 
 Вид на художественный отдел и метеорологическую станцию. XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.
Фотография М. П. Дмитриева


 
 Вид  на центральный и машинный отделы. VI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.
Фотография М. П. Дмитриева


 
  Внутренний вид павильона Морского отдела. XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.
Фотография М. П. Дмитриева


 


 


  
 Воздухоплавательный парк.  XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород . 1896 г. г.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Групповой портрет с Семеновым - Тяньшанским И.С. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Машинный отдел. Внутренний вид павильона. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Морской отдел. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид здания главного управления уделов. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид павильона графа Шереметева. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид павильона машинного отдела. Нижний Новгород.



XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид павильонов товарищества братьев Нобель. Нижний Новгород.


XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Общий вид павильонов. Нижний Новгород.

В советские времена начиная с 1939 г. 
в Москве была открыта постоянно действующая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Вот что писалось о ней тогда в печати:

"Выставка – грандиозное сооружение современности. В ее создании принимали участие рабочие и инженеры многочисленных промышленных предприятий, строительных и проектных организаций. Большой вклад в разработку содержания и оформления выставки вложили советские ученые, агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры. Более четырех тысяч архитекторов, художников, скульпторов, мастеров народного творчества национальных республик работали над тем, чтобы в наглядной форме донести до миллионов посетителей выставки творческий труд новаторов сельского хозяйства, передовой опыт колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций, научных учреждений.

В идейно-художественном содержании выставки нашли яркое отражение выдающиеся успехи народов Советского Союза в области сельского хозяйства и изобразительных искусств.

На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке находят яркое отражение рост народного благосостояния и расцвет культуры колхозной деревни.

Выставка призвана помочь нашему народу осуществить великие задачи, поставленные Коммунистической партией и Советским правительством перед социалистическим сельским хозяйством, привести в действие неисчислимые резервы колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций."


Монумент Сталину на ВСХВ

Работу ВСХВв 1941 году прервала война.
В 1954 году ВСХВ вновь открылась после реконструкции, которая была начата в 1950 году, благодаря которой ВСХВ встала в один ряд с Версалем и Петергофом. В 1959 году комплекс был перепрофилирован и переименован в ВДНХ СССР («Выставка достижений народного хозяйства СССР»).

 

С учетом всего сказанного невольно возникает вопрос - почему начиная с новейших времен положительный опыт проведения промышленных выставок в нашей стране забыт и позаброшен? Или нам уже нечего показать?
 

Картина дня

наверх