На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

К очередной годовщине окончания первой мировой войны

К очередной годовщине окончания первой мировой войны
     
Близится очередная годовщина окончания Первой мировой войны. Скоро уже век минет с того момента, когда 8 ноября 1918 года в Компьенском лесу было заключено перемирие, положившее конец самой бессмысленной бойне в истории человечества.
 Попытаемся в краткой и сжатой форме перечислить некоторые знаковые моменты этой войны, осмыслить некоторые итоги этого эпохального события и экстраполировать уроки этой колоссальной геополитической катастрофы на наше возможное будущее.

Первая мировая война сильно отличалась по своему характеру от предыдущих и последующих. Предыдущие перед войной десятилетия в военном деле характеризовались прежде всего тем, что в своём развитии оружие обороны резко ушло вперёд по сравнению с оружием наступления. На поле боя стали господствовать скорострельная магазинная винтовка, скорострельная нарезная казнозарядная пушка и конечно пулемёт. Всё это оружие хорошо сочеталось с мощной инженерной подготовкой оборонительных позиций: сплошные траншеи с ходами сообщения, тысячи километров колючей проволоки, опорные пункты с блиндажами, ДОТы, ДЗОТы, форты, укрепрайоны и т.п. В этих условиях всякая попытка войск наступать заканчивалась катастрофой типа разгрома русской армии в Мазовецких болотах или превращалась в беспощадную мясорубку, как при Вердене. Война на долгие годы стала маломаневренной, окопной, позиционной.

Но военные люди неутомимо искали решения. Появились танки, броневики, бронепоезда, бомбардировщики, химическое оружие, массово стали применяться миномёты и огнемёты. Теоретиками была разработана теория глубокой наступательной операции, в немецком варианте названная потом теорией блицкрига. В русской армии эту работу возглавляли лучшие умы Генерального штаба. Во исполнение новых теоретических представлений в России начали формироваться две ударные армии, одна для Западного, другая для Юго-западного фронтов. В русском варианте их назвали конно-механизированными группами. Для них были построены десятки бронепоездов, сотни броневиков и аэропланов. Пошито было несколько сот тысяч единиц специального обмундирования, кожаное - для лётчиков, экипажей бронеотрядов и бронепоездов, а также специальное обмундирование для кавалеристов с красными для 1 армии и синими для 2 армии шароварами и оригинальными головными уборами, шапками-богатырками. Запасли огромное количество вооружения и боеприпасов. Всё это богатство хранилось в специальных складах вдоль железнодорожных магистралей Москва-Минск и Москва-Киев. Наступление планировалось на лето 1917 года. В начале этого года лучшие офицеры-кавалеристы и технари были отозваны с фронта и при военных училищах их начали обучать ведению войны по-новому. В обеих столицах были созданы десятки учебных центров по подготовке экипажей, туда мобилизовали с предприятий десятки тысяч грамотных рабочих, техников и инженеров, сняв с них бронь. Но они не имели особого желания воевать, а антивоенная пропаганда кадетов, либералов и социалистов довершила дело. По сути дела солдаты этих столичных учебных полков и вооружённые Керенским, для защиты революции от фронтовиков, рабочие и совершили потом Октябрьский переворот. Но накопленное для русских ударных армий имущество и вооружение не пропало даром. Кожанки и маузеры очень полюбились чекистам и комиссарам, а кавалерийская форма пошла на обмундирование 1 и 2 Конной армий и красных командиров и потом стала называться будённовской.

Невиданные доселе потери и несколько лет великого окопного сидения привели к деморализации и действующих армий, потом привели к массовому дезертирству, бунтам и революциям, а в конечном итоге закончилось крушением 4-х могучих Империй: Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской. Да и, несмотря на победу, кроме них капитально надломились и начали валиться ещё 2 могучие колониальные империи: Британская и Французская.

А настоящим победителем в этой войне оказались Соединённые Штаты Америки. Они несказанно нажились на военных поставках, не только вымели подчистую все золотовалютные резервы и бюджеты держав Антанты, но и навязали им кабальные долги. Вступив в войну в завершающей стадии, США отхватили себе не только солидную долю лавров победителей, но и жирный кусок репараций и контрибуций с побеждённых. Это был звёздный час Америки. Лишь столетие назад президент США Монро провозгласил доктрину «Америка для американцев» и США вступили в упорную и беспощадную борьбу за выдавливание европейских колониальных держав с американского континента. Но уже после Версальского мира ни одна держава не могла ничего предпринять в Западном полушарии без разрешения США. Это был триумф дальновидной стратегии и решительный шаг на пути к мировому господству.

Следует сказать, что не только США оказались везунчиками в этой войне. По меньшей мере, ещё 4 державы вышли после неё сильно окрепшими материально, морально и физически. Это Канада, Австралия, Аргентина и Япония. Но дальнейшая их судьба и история очень разные и поучительные, в том числе и для нынешней России.

Начнём со сладкой англосаксонской парочки, дальнейшая судьба которых очень похожа и благополучна. Это Канада и Австралия. Будучи в ту пору британскими доминионами они принуждены были принять посильное участие в военных действиях на стороне Антанты. Но главной их задачей оказались поставки вооружений, материалов, сырья и продовольствия для воюющих стран. Обладая уже тогда автономными от метрополии бюджетами, они неплохо нажились на этом. Именно тогда чётко обозначилась сырьевая ориентация их экономик. Но в отличии от нашей безбашенной интеллигенции, которая никогда не знает чего хочет и за что борется, роль сырьевого придатка мировой экономики нисколько не огорчила и не озадачила канадскую и австралийскую общественность. Скорее наоборот. Эти страны весьма удачно направили вырученные средства на увеличение добычи сырья, более глубокую его переработку и развитие инфраструктуры. К примеру, до 20-х годов с тихоокеанского побережья до атлантического, в Канаде можно было проехать только через территорию США. Трансканадские магистрали начали строиться именно в 20-е годы. Великая депрессия и Вторая мировая война внесли новые коррективы. Поняв уязвимость чисто сырьевой ориентации, обе страны реализовали обширные программы импортозамещения и самообеспечения. С 60-х годов они практически всё, что потребляют, производят у себя под мировыми брендами и очень качественно. При этом экспорт этих товаров, включая передовое горно-шахтное оборудование, транспортные средств, аппаратуры и т.п., как у нас говорят, готовой продукции относительно невелик. Основу экспорта по-прежнему составляют продовольствие, сырьё и полуфабрикаты. Импорт также относительно невелик. Такая структура и ориентация экономики позволяет этим странам на протяжении десятков лет иметь устойчивые профициты во всех сферах хозяйственной деятельности и является основой модели устойчивого развития этих стран. При этом их доморощенная интеллигенция не поёт бесконечные и заунывные козлячьи песни про сырьевой придаток, вероятно и с умом у них тоже профицит.

Иной подход продемонстрировала Аргентина. Выйдя из первой мировой войны богатейшей (после США) страной американского континента, она не сумела конвертировать это богатство в концепцию устойчивого развития. Аргентина направила практически всё нажитое на потребление. Победил лозунг: «мы производим много продовольствия, экспортируем его, всё остальное купим». Это оказалось контрпродуктивным и в результате страна упустила свой исторический шанс. Лишь в 80-е годы, после окончательного краха перонизма, страна фактически приняла для себя канадско-австралийскую модель развития и теперь начала с переменным успехом догонять.

Но круче всех оказались японцы. Также несметно нажившись на поставках, они заболели смертельным вирусом мании величия, которая, как известно, хуже венерической болезни и практически не лечится. Горластые местные ура-патриоты пришли к власти повсеместно, начиная с сельсоветов и кончая госсоветом при императоре. Кончилась эта имперская эйфория страшнейшей военно-политической катастрофой в 1945 году. За своё прескверное поведение страна была опущена ниже плинтуса во всех сферах. И быть бы ей там и поныне, но им повезло во второй раз. После прихода к власти коммунистов в Китае и с началом корейской войны Япония превратилась в ближний тыл западной каолиции, со всеми вытекающими отсюда выгодами. Вьетнамская война и бесконечный конфликт КНР и Тайваня ещё укрепили этот её статус и японцев простили. Они достойно использовали предоставленный шанс и сделали в 60-80-е годы гигантский рывок. Но мания величия не проходит бесследно и они снова начали бредить лидерством в азиатско-тихоокеанском регионе. Наказание не заставило себя долго ждать и в 90-е годы хозяева мира им устроили капитальный кризис, тем самым напомнив о близости плинтуса и держат около него уже почти 2 десятилетия. Но похоже на фоне растущего американо-китайского соперничества скоро их опять простят.

Ну а теперь на приведённых примерах попробуем сделать выводы для себя любимых. Но:
- Апеллировать к разуму ура-патриотов абсолютно бессмысленно. У них постоянно и хронически чешется фейс. От этой болезни их не вылечило даже очень поучительное поражение СССР в холодной войне, что там для них трагические примеры Японии или Германии. Поэтому для них главнее всего даже не подраться, а просто погавкать. Ну а их маниакальная страсть постоянно мочиться против ветра, это вообще отдельная тема.
- Апеллировать к разуму пораженцев, коллаборантов, компрадоров, западников и либеральных активистов ещё более бессмысленно. У них только враги наши всегда правы, святы и непорочны и для них самое главное даже не столько преклонение перед Западом, сколько патологическое желание лизнуть этот самый Запад в попку. Для них в этой статье вообще нет примера для подражания, для них он в Грузии.
- Апеллировать к разуму стяжателей, хапуг, воров, обжор транжир и мотов также не имеет особого смысла. Их главный лозунг: «после нас хоть потоп». Для них пример послевоенной Аргентины вовсе не поучительный, а очень даже положительный и желанный.
Я апеллирую к разуму трудового класса прагматиков, которым не безразлична судьба нашей страны и её народа и в то же время чужды бредни горлопанов, демагогов и догматиков. И с точки зрения этого самого прагматизма полезно внимательно присмотреться к опыту Канады и Австралии в деле создания модели устойчивого развития.

И ежу понятно, что мы довольно разные, а именно:
- во-первых, мы не англосаксы и никогда ими не были, не будем и быть не сможем. Это без комментариев.
- во-вторых, мы не сателлиты США и никогда ими уже не будем, хотя могли бы и быть. Здесь уместны комментарии. В конце 80-х, начале 90-х годов в народном сознании СССР произошёл невероятный всплеск американизма и труднообъяснимого пиетета перед Западом. С высоты пережитых лет не могу внятно даже сам себе объяснить гносеологию этого явления и просто отнесу к симптомам массового психоза. В данном случае это и неважно. Важно то, что Америка и Запад упустили этот уникальный шанс на фоне массового пиетета сделать всё постсоветское пространство, включая Россию, своим сателлитом. Вместо этого они объявили СССР разгромленным, а его народы должны были встать на колени, посыпать голову пеплом и дружно начать лизать Запад в попку, как когда-то это сделали немцы и японцы. Но русские, за исключением власовцев и компрадоров, этого не захотели делать, хотя бы потому, что не были разгромлены, их просто предали. Америкосы не взяли в толк, что даже тогда, Россия была единственной страной в мире способной уничтожить США, хотя и ценой собственной жизни. Но бог с ними, это их ошибка, за которую они вынуждены будут дорого заплатить. Причём в самом прямом, а не в переносном смысле, золотом и ассигнациями. Поскольку им не хватило ума тогда добыть союз и дружбу с Россией добром и лаской, они вынуждены будут его попытаться купить, но не факт что сторгуемся.
- в третьих, у наших стран всё-таки довольно разный размер, масштаб и объём мускулатуры
Но общего с Канадой и Австралией у нас гораздо больше:
- во первых, у нас огромные и малоосвоенные территории, с огромными ресурсами
- во вторых, относительно многочисленное, но редкое в пересчёте на размер территории и очень неравномерно размещённое по территории население
- в третьих, суровый климат и неважно, что в Канаде и России до -50, а в Австралии до +50, добывать сырьё приходится вахтовым методом, постоянно жить в этих условиях желающих мало
- в четвёртых, огромный экспорт сырья и полуфабрикатов
- в пятых, эти страны подают нам достойный, а главное полезный и адекватный пример эффективного развития сырьевой экономики. Эти примеры кардинально отличаются от тиражируемых и навязываемых гайдарастами бесполезных примеров из развития стран с совершенно иными природными, климатическими, демографическими, экономическими, ментальными и прочими условиями.
- в шестых, похожий тип менталитета. Мы азиаты, но с европейскими полиэтническими корнями, они тоже не местные, но корни тоже европейские и отнюдь не моноэтнические. Ментальный тип также очень важен. Я, к примеру, сознательно исключил Южную Африку из примера для подражания (они тоже неплохо нажились в ту войну) только по причине уникального по безбашенности менталитета её населения.

А вот в остальном нам надо сильно подтянуться и прежде всего в вопросах импортозамещения и прекращения необоснованного вывоза капитала за рубеж, что кстати довольно связано. Тем более что наша страна фактически, хотя и интуитивно, уже встала на этот путь реализации канадско-австралийской модели устойчивого развития.

По импортозамещению вроде сделано уже немало. Успешно реализованы программы развития и практически прекращён импорт мяса птицы, яиц, хлебопродуктов, труб, металлопроката, продукции атомного и энергетического машиностроения, вертолётов и эти отрасли выходят на экспорт. Реализуются программы и стремительно снижается доля импорта автомобилей, электроники, бытовой техники, мяса свинины, металлопродукции 3 и 4 передела, некоторых видов оборудования. Ещё больше предстоит сделать. Ежегодно огромные средства вывозятся за рубеж на оплату импорта металлургического, горно-добывающего, машиностроительного, сельскохозяйственного, пищевого оборудования, мяса говядины, судов и самолётов, одежды и обуви. В этих сферах доля отечественного производителя незаслуженно мала. Данные программы импортозамещения в стадии разработки или только в начале реализации.
При этом по примеру наших визави, не следует перегибать палку. Они не форсируют производство и экспорт готовой продукции. У них, например, есть несколько мест, где близко расположены месторождения железных руд и коксующегося угля. Казалось бы, сам бог велел построить там металлургический завод и вывозить готовый прокат. Но они предпочитают вывозить угольный и железорудный концентрат, а металл из этих концентратов пусть производят в Китае, Корее, Японии. Тому есть несколько причин.
- при нынешних ценах от добычи и обогащения сырья хороший и стабильный доход
- при развитии производств по более глубокой переработке сырья на экспорт вместе с добавленной стоимостью в стране остаётся «дым и грязь» и множество других нежелательных экологических проблем, которые требуют больших затрат на утилизацию отходов и выбросов
- относительно малое население в этих странах. Если в добывающей промышленности относительно высокая производительность труда, не требующая большого импорта рабочей силы, то при чрезмерном развитии обрабатывающей промышленности на экспорт, требуется большой импорт рабочей силы из Азии, что привносит с собой множество нежелательных демографических проблем
Так что и в этих вопросах есть чему у них поучиться. Потому и следует акцентировать внимание прежде всего на импортозамещении, а не на производстве готовой продукции на экспорт.

Отдельная тема вывоз капиталов за рубеж. Тут и конь не валялся. Массовое и безнаказанное бегство опальных олигархов с фантастическими, наворованными капиталами за рубеж просто бесит народное сознание, вне зависимости от уровня образования и жизни. Народ просто жаждет кары для отщепенцев, власть бездействует. Оппозиция, с точки зрения воровства, ещё хуже власти. Да и с народом нашим не всё однозначно, это отнюдь не агнец божий. Как говаривал граф Аракчеев, основное занятие российских подданных - воруют, причём воруют не менее половины подданных, от мала до велика, от бедноты до олигархов. Это бы полбеды, если бы наворованное тратили в России, строили дома, дачи, заводы, покупали вещи, ездили в санатории, на Черноморское побережье и там тратили бабки. Так нет же. Чуть украл и за бугор, бедняк туристом, середняк норовит купить домик где-нибудь в Македонии, олигарх завод где-нибудь в Британии. Вывозят миллиарды долларов. И всё впустую, везде кинут. Турки беднягу отравят вискарём или перевернут с автобусом, у середняка домик в Македонии реквизируют албанцы под благовидным предлогом, завод у олигарха разорят китайцы. Остаётся один пшик, ни себе, ни стране, ни людям. Такая вот главная российская беда, это посерьёзнее чем дураки и дороги, а тем более импортозамещение. Но и с этим, я уверен, что-то можно делать.

Достойные примеры есть, их надо изучать и брать на вооружение. Как говорится: цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!



Источник: http://topwar.ru/19526-k-ocherednoy-godovschine-okonchaniya-pervoy-mirovoy-voyny.html

Картина дня

наверх