Как славяне язычники убивали христиан
Фёдор Бабенко.
Многие сегодня любят вспоминать о том, как «злые» христиане убивали язычников и рубили идолов. Но для полноты картины хорошо бы знать и обратную сторону медали, которую современные любители язычества старательно обходят стороной.
Прокопий Кесарийский, 6 век (о походе славян на римскую империю):
«[Они] убивали всех, не разбирая лет <...> остальных же вместе с быками или мелким скотом, который они не могли гнать в отеческие пределы, они запирали в помещения и сжигали без всякого сожаления».
Продолжатель Иоанна Мосха, сер. VII в. (о вифинских славянах):
“Когда я был на горе асийской Филатрон, в одно из селений той местности пришли славяне и в день воскресенья ворвались в церковь. Когда чин литургии был окончен и священник причащал народ, нечестивые захотели похитить святые и страшные тайны Христа, Бога нашего. Священник же тот, насколько был в силах, противодействовал им. Злобные враги сказали ему: “Зачем вы так надеетесь на это, неужели это Бог ваш?” Тот им сказал: “Это плоть Того, Который распялся за нас, Иисуса Христа, Спаса нашего, Который есть истинный Бог”. И смеялись над ним нечестивые те, говоря: “Неужели не стыдно вам, уповающим на то, что после переваривания становится калом?” Он им сказал: “Да не будет этого пред Богом, никогда не поверим, что это так”. Когда те выслушали это, заставили его съесть все частицы и сразу после этого распороли ему, еще живому, живот, но ничего из тех частиц не нашли там.
Продолжатель Феофана, 10 век (о событиях 941 года): «Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (т.е. Босфора), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов».
Фотий, 9 век (о набеге руси): «Горе мне, что вижу народ жестокий и дикий, безнаказанно обступившим город и грабящим пригороды, все уничтожающим – поля, жилища, стада, жен, детей, стариков, юношей».
Житие Георгия Амастридского, 9 век (о набеге руси):
«Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен».
Житие Стефана Сурожского, 10 век (о набеге руси на Сурож в начале 9-го века): «Десять дней продолжалась злая битва, и через десять дней Бравлин (князь руский), силою взломав железные ворота, вошел в город и, взяв меч свой, подошел к церкви святой Софии. И разбив двери, он вошел туда, где находится гроб святого. А на гробе царское одеяло и жемчуг, и золото, и камень драгоценный, и лампады золотые, и сосудов золотых много. Все было пограблено.
<...> И сказали попы князю: “Обещай Богу, что всех мужей, жен и детей, плененных от Корсуни до Корчева, ты велишь освободить и вернуть назад”. Тогда князь повелел отпустить всех пленников восвояси».
Никита Давид Пафлагон, "Житие Игнатия", начало 10 века:
«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому Понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уже совершал набеги на находящиеся вблизи Византии острова, грабя все (драгоценные) сосуды и сокровища, а захватив людей, всех из убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и, схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами».
Продолжатель Феофана, Хронография, 10 век: «Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город».
Лев Диакон, 10 век (о походе Святослава): «С бою взяв Филипполь, он свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцат тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность».
Магдебургские анналы, 12 век (о проповеди Бонифация у славян и балтов):
«[Бонифаций] был схвачен. Затем язычники отрубили ему стопы и руки, а под конец и голову, и в 7-е иды марты он вместе с 18 своими товарищами славным мучеником взошел на небеса».
О жестокости языческой Руси говорят нам не только христианские тексты. Их достоверность подтверждается мусульманскими источниками.
Ибн Русте, начало 10 века (о русах): «Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют и[или] обращаются в рабство».
Ибн Мискавайх, начало 11 век (о штурме Бердаа в 944-м году): «(после захвата города) Наложили русы на них свои мечи, убили много народа, не сосчитать, сколько, и захватили в плен после резни около 10 тысяч мужчин и мальчиков, с женами, и женщин, и дочерей. <...> Затем собрали мужчин в соборной мечети, заперли её ворота и сказали им:"Выкупайте себя". Рассказ о мере благоразумия, принятой частью их (горожан). Но не согласились с ней остальные. Убили их всех и разграбили имущество их семей».
Ал-Масуди, начало 10 век, "Золотые копи" (о военных походах русов):
«И проливали русы кровь, и давали себе полную свободу в отношении женщин и детей, захватывали имущество, совершали набеги и жгли».
Не будет лишним напомнить и о том, как славяне-язычники приносили в жертву людей. Причем часто приносили в жертву именно христиан.
Из вышеприведенных источников видно, что никакого уважения к чужой вере у язычников Руси не было. Они грабили и разрушали храмы, убивали священников, уничтожали города вместе с мирным христианским населением.
Так что не любителям язычества обвинять христиан в разрушении капищ и убийстве волхвов. Христиане всего лишь поступали с язычниками по-язычески.
Свежие комментарии