Ровно 100 лет назад в Киеве началось слушание самого громкого в России дела начала ХХ века - "Дела Бейлиса".
Предыстория этого дела такова:

В марте 1911 года в Киеве был найден убитым 12-летний мальчик - Андрей Ющинский. На его теле было обнаружено 47 колотых ран, тело его было почти обескровленным.
Сразу же появилась версия, что мальчика убили евреи в целях использования его крови для каких-то таинственных обрядов.

Этой версии придерживался и Прокурор Киевской Судебной Палаты Г. Г. Чаплинский, который обещал доказать эту версию.
Местный полицейский розыск указывал в совершенно в другую сторону - были данные, что мальчика убила воровская шайка - но сторонники "ритуальной" версии заявляли, что полиция подкуплена евреями. В мае 1911 года в Думе правыми даже был внесен запрос по этому поводу.
Сыскная полиция не придерживалась "ритуальной" версии Однако, следователь, ведший это дело, нашел свидетелей, показывавших, будто Ющинского похитил служащий кирпичного завода Мендель Бейлис, и вместе с другими, не найденными лицами, умертвил его.

Мендель Бейлис
Бейлиса в августе 1911 года арестовали. Следствие длилось более двух лет и только осенью 1913 года дело было доведено до суда.
Все события, предшествовавшие суду, по мере их публикации освещались в прессе и их можно найти ЗДЕСЬ.
Газеты широко освещали ход процесса. С сегодняшнего дня по публикациям старых газет мы проследим за ходом процесса.
Дело Бейлиса.
КИЕВЪ. 25 сен. Слушание дела Бейлиса начнется около 11 ч. утра. Обвиняемый в собственной одежде в тюремной карете доставлен в суд в 9 ч. 40 м. утра. Перед зданием суда усиленные наряды полиции. Билетов для публики выдано, за недостатком мест, немного более ста. Печатью заявлено ходатайство о предоставлении мест; свыше ста ходатайств удовлетворено.

Состав суда. Второй справа — председатель Киевского
Окружного Суда Ф. А. Болдырев
КИЕВЪ. Заседание открывается только в 2 ч. 30 м. дня. Председательствует председатель окружнаго суда Болдырев; в состав суда входят члены Вигура, Юркевич и князь Жевахов;
обвиняет товарищ прокурора петербургской судебной палаты Випнер; поверенные гражданской истицы, матери убитаго Ющинскаго, московские адвокаты Шмаков и Дурасович и
член Госуд. Думы Замысловский;

защищают подсудимаго Грузенберг, Карабчевский, Зарудный и Григорович-Барский. На местах за судьями много чинов судебнаго ведомства.
После обычнаго опроса и соблюдения других формальностей докладывается, что из 219 спидетелей не явилось 34, в том числе: Выграпов, Мищук и Мифле; экспертов не явилось трое, в том числе профессора Тарапухин и Сикорский, приславший свидетельство о болезни и ходатайствующий о допросе его на дому. В своем заключении обвинитель усматривает в неявке Выгранова уклонение, настаивает на принятии всех мер его розыска и даже на приводе в суд в виду важности его показаний, выражает далее полное удовлетворение нерозыску бывшаго начальника сыскного отделения Мищука и предлагает принять меры к розыску его; Сикорского обвинитель находит возможным, допросить на дому и полагает, это дело должно быть заслушано. Шмаков соглашается с обвинителем.
Карабчевский находит невозможным ставить судьбу процесса в зависимость от неявки столь существенного свидетеля, как Выгранов и считает, что в случае его нерозыска необходимо прекратить слушание дела; то же относительно и Мищука.
Грузенберг считает необходимым подвергнуть Выгранова приводу, ибо многие свидетели будут ссылаться на него, а также подлежит приводу Мифле. Защитник настаивает на необходимости еще раз вызвать ряд неявившихся свидетелей. Что касается Сикорскаго, то он незнаком со всем следствием, ему необходимо будет советоваться с другими экспертами, а потому его нужно поставить или в условия закона или совсем устранить.
Прокурор настаивает на слушании дела, предлагая в крайнем случае показания Выгранова, Мищука и Сикорскаго огласить. Замысловский категорически высказывается против отложения дела. В 4 ч. 15 м. суд удаляется на совещание.
КИЕВЪ. В 6 ч. 10 м. суд выносит определение, коим постановлено: дело слушанием продолжать и огласить признанныя существенными показания неявившихся Мищука и профессора Сикорскаго, показания Выгранова признать несущественными, приводу его не подвергать и оштрафовать за неявку на 100 руб. Из 26 присяжных 8 ходатайствуют об освобождении их от обязанностей по различным причинам. Суд освобождает двоих.
Присяжные заседатели
По жребию избираются 12 присяжных, из коих 7 крестьян, 2 мещанина и З чиновника, все православные. Старшиной избирается губернский секретарь Мельников. По ходатайству обвинителя, изменяется порядок процесса: сначала производится поверка свидетелей и экспертов и привод их к присяге, оглашение же обвинительнаго акта откладывается до завтрашнего заседания. Заседание закрывается около 10 ч. вечера.
Швейцар духовнаго училища Кукулевский удостоверяет, что в воскресенье утром мать Ющинскаго приходила в училище справляться, был ли Ющинский в училище 12 марта. Рабочий на заводе Зайцева Любченко показывает, что во дворе завода была конюшня и с ней под одной крышей жилое помещение, в котором жила жена Бейлиса. Конюшня сгорела осенью 1911 года. По ходатайству Карабчевскаго, суд удостоверяет, что Бейлис арестован 3 августа, а пожар произошел 10 октября. Дознание о пожаре прекращено, ибо никто не возбуждал дела о поджоге. Прокурор отмечает, что, соласно показаниям Любченко, пожар возник изнутри конюшни в отсутствие конюха; Бейлиса не было в помещении при конюшне, но была жена Бейлиса.
Дом Менделя Бейлиса
Грузенберг ходатайствует об оглашении протокола полицейскаго обыска в квартире Бейлиса. Замысловский находит, что хотя обыск произведен в порядке статьи 258, но полиция не имела оснований действовать по 258 ст., ибо уже было начато следствие, и протокол обыска, как акт дознания, оглашению не подлежит. Суд, по формальным основаниям, отклоняет ходатайство Грузенберга, но удостоверяет, что полицией обыск произведен 22 июля. Далее допрашиваются 14 товарищей Ющинскаго.

Пещера, где было обнаружено тело Андрея
Все устанавливают, что покойный был тихий, хороший мальчик; многие удостоверяют, что никогда не видели у Ющинскаго длинных листов бумаги с проколами, найденных около пещеры, где обнаружен труп. Павел и Мария Пушки, жившие рядом с Ющинским, свидетельствуют, что видели его в субботу, 12 марта, около 6 ч. утра идущим в школу. Допрашивавшие их агенты сыскной полиции говорили, что этого не могло быть, ибо Андрюшу убили ночью под субботу и в мешке увезли. Агенты стращали свидетелей посадить их на Пасху, если они не скажут, что не видели Ющинскаго. Мальчика Коновалов удостоверяет, что дети часто играли около завода Зайцева, а иногда ходили и на завод. Сторожа гоняли их, Бейлиса же никогда. По ходатайству обвинителя, Бейлису предлагается вопрос: гонял ли он мальчиков?

Обвиняемый отвечает, что раньше, когда забора не было, мальчики ходили чаще, а года четыре назад поставлен забор. Обвиваемому была дана работа в конторе, к выработке кирпича он отношения не имеет, а потому мальчиков не гонял.
Заседание закрывается в 12 ч. 15 м. ночи.
Еще по теме:
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 1. 25 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 2. 26 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 3. 27 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 4. 28-29 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 5. 30 сентября-1 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 6. 2 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 7. 2-3 октября 1913 г.
Фото из "Стенографического отчета по делу Бейлиса", Киев, 1913 г., а также из газет и журналов 1913 г.
Свежие комментарии