На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Прогулка по Коломенскому. Часть 3. Мифические места Коломенского

 

Сегодня наш маршрут пройдет по самому загадочному и таинственному месту Коломенского - Голосову (Дворцовому) оврагу.

Поэтому от Спасских ворот и церкви Казанской   иконы Божией матери мы поворачиваем направо, временно уходим с главной липовой аллеи Коломенского.

«…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать…» (Библия, Ветхий Завет, Ек. 3, 3, 5).

 

И почти сразу мы оказываемся перед первым из знаменитых камней Коломенского – это Борисов камень. 

 Эти камни называли «Борисовыми», «двинскими», «полоцкими». Их культурно-историческое значение огромно. До сих пор до конца не раскрыта загадка  предназначения. Главная же особенность Борисовых камней – они являются древнейшим свидетельством распространения христианства на нашей земле, самыми древними поклонными крестами, напоминавшими каждому проходящему о памятовании Бога, о молитве и покаянии.

Борисовы камни – это самые знаменитые белорусские валуны. Первое сохранившееся упоминание о них содержится в «Хронике литовской и жамойтской», составленной в 16 столетии: «Каждый найдет камень в Двине высокий, от Дисны места миля, а от Полоцка семь миль, между Двиною и Дисною, на низ порогов едучи, на котором камени есть крест и того князя Бориса под ним надпис: «Вспоможи, Господи, раба своего Бориса…».

 «Открытие» Борисовых камней произошло в 19 столетии. Осенью 1818 года группа военных инженеров занималась расчисткой фарватера р. Двины. В то время на реке еще существовали во многих местах пороги, затруднявшие судоходство, поэтому власти приняли решение расчистить и углубить реку в этих опасных местах, чтобы сделать ее проходимой для больших судов. Пороги расчищались при помощи взрывчатки.

 Один из военных инженеров, подпоручик Денебаль, обратил внимание на то, что среди многочисленных валунов, загромождавших во многих местах русло реки – наследия ледника – встречаются камни, на которых можно разглядеть странные надписи и рисунки. Офицер догадался доложить о странной находке начальству. Когда о том, что в русле Двины уничтожаются камни с надписями, узнал генерал-лейтенант Канкрин, он немедленно послал с курьером приказ: «Камни не трогать!». Но было уже поздно. Несколько камней оказались полностью уничтоженными.

 Кем же был тот Борис, от имени которого обращена к Богу молитва на камнях? Практически все историки сходятся во мнении, что надписи на камнях связаны с именем полоцкого князя Бориса Всеславовича, сына Всеслава Брячиславича (1044 - 1101), одного из действующих лиц "Слова о полку Игореве".

Борис княжил совсем недолго - с 1127 по 1129 год. Борис принял княжение во время небывалого неурожая и голода. Такое страшное время воспринималось набожным князем как кара за грехи отца-язычника. Этим и объясняется его приказ высечь слова своей молитвы на всех приметных камнях на границе княжества. Необыкновенное для человека двенадцатого столетия религиозное чувство, проявление веры и покаяния он оставил потомкам, превратив языческие капища в места поклонения Христу. Неслучайно исследователи обращают внимание на то, что на Борисовых камнях изображен крест с «голгофой» (т.е. подножием) как на церковных антиминсах.

 Неизвестно точное число Борисовых камней, существовавших первоначально – одни исследователи называют пять, другие семь или девять. Связано это с тем что, начиная с момента спасения валунов от уничтожения в 1818 году были найдены только пять камней с именем Борис.

 

Камень, находящийся в Коломенском,  отличает от остальных изображение креста, четырехконечного с расширенными концами, опирающегося на перевернутый полуовал. Справа и слева от креста сохранились четкие надписи в две строки: слева: «сулн/Борь», справа: «хрь/стъ». Камень вошел в историю как «сулибор хрест», но часто надпись на нем расшифровывают по-другому: «сильный храбрый Борис святой».

 В 1888 г. по поручению коллекционера древностей графа Уварова инженер М.Ф.Кусницкий с огромным трудом доставил этот камень в Москву. «Господи, храни раба твоего Бориса» - гласит надпись на камне. В Коломенском этот камень с 1920 годов.

 

 Пройдем еще метров сто и дорогу нам преградит самый известный овраг Коломенского – Голосов (Дворцовый) овраг. Овраг  расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли.

 Овраг разделяет Коломенское на две почти равные части.

 Происхождение названия «Голосов овраг» скорее всего, связано с языческим богом Волосом, или Велесом. Историки полагают, что изначально овраг назывался «Волосов». Велес (Волос) - бог хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, властитель подземного мира. Эту версию подтверждают и исследования геологов: Голосов овраг расположен на месте разлома и здесь обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места можно считать «воротами в подземное царство».

 Овраг расположен рядом с древними поселениями, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места.

 

 

По дну оврага течет небольшой ручей, образованный родниками, которых здесь великое множество. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал объяснения.

 

 Голосов овраг окутан легендами и преданиями. Вот некоторые из них.

 В летописи XVII века описывается история появления в 1621 году татарских воинов хана Девлет-Гирея, который в 1571 году пытался безуспешно захватить Москву. Уходя от погони, его конный отряд спустился в необычный зеленоватый туман оврага на несколько минут, а появился спустя 50 лет.

 Газета "Московские ведомости" от 9 июля 1832 года сообщает о загадочном появлении, спустя 20 лет после исчезновения в тумане, двух крестьян села Садовники.

 За период с 1825 по 1917 годы в документах полицейского управления Коломенской волости Московской губернии неоднократно фиксировались случаи загадочного исчезновения жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки, следы которых вели к Голосову оврагу.

 Кроме того, в Голосовом овраге известны встречи с волосатым существом большого роста, первая такая встреча описана в летописи XVI века. А в 1926г. местный милиционер встретился с таким существом и к его поиску подключились пионеры, события описаны в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего". И опять был густой странный туман.

В последние десятилетия овраг как-то притих и новых случаев появления призраков, леших, космических пришельцев в нем не отмечается.

 

 

Поэтому, если вам еще не стало страшно, давайте спустимся в овраг и прогуляемся по его тропам. Сделать это можно либо со стороны набережной Москва-реки, где ручей через небольшой водопад впадает в Москва-реку,  либо по нескольким деревянным лестницам. 

 

 

 Мы войдем со стороны реки и прогуляемся по оврагу. Первое, что мы увидим, это бегущий по оврагу слева от нас ручей.  Справа - 2 пруда, в воде которых отражаются стоящие рядом деревья. 

 

 

 Ручей питают многочисленные родники, находящиеся в овраге. Предание гласит, что родники образовались под копытами коня Георгия Победоносца, который гнался за Змеем, а на месте боя образовался овраг - поверженный Змей.

 

Недавно овраг облагородили, берега ручья обложили камнем, сделали несколько мостиков, построили лестницы.

 

 

Пройдя метров 500 по оврагу, мы окажемся возле 2-х родников, а невдалеке от них и находятся знаменитые камни - «Гусь-камень» («Голова коня») на самом дне оврага и «Девичий» или «Бабушкин камень» на крутом склоне оврага.

 

 

 

Согласно преданию в борьбе со Змием погиб доблестный конь Георгия Победоносца и камни – это его останки, разрубленные хвостом Змия.

 Камни почитаются с языческих времен, местные жители представляли их божеством, поклонялись и праздновали языческие праздники. Считалось, что камни обладают целебной силой, лечат многие болезни.

 

 

«Гусь-камень» («Голова коня») дарует силу и удачу, покровительствует мужчинам. Если на "Гусь-камне" посидит мужчина, его "мужская” сила удвоится.

 

 

Лечебной силой обладает и земля из-под камня, которую прикладывают к больному месту. Недужные укладываются на камень, раскинув руки крестом. С южной стороны у камня есть выпуклость - "сердце коня", которое служит жертвенником капища. Туда кладут жертвоприношения и ставят свечи.

Под "сердцем" находится углубление- "чаша", где собирается святая, живая вода. По языческому обычаю камень украшают цветами и лоскутками материи.

 

 

А «Девичий» или «Бабушкин камень», который похож на внутренности коня, приносит счастье женщинам.

 Девичий камень по форме напоминает черепаху. Считается, что каждая часть его при правильном взаимодействии, лечит тот или иной орган, а особенно эффективен он при женском бесплодии. По некоторым данным, этот камень называется Перунов, его возраст 4-5 тысяч лет.

 

 

Разработана целая инструкция по взаимодействию с камнем:

 1. Зачерпнуть воды из родника.

 2. Сесть на "Девичий камень".

 3. Загадать желание.

 4. Выпить воду.

 5. Повязать на что-нибудь ленточку.

 6. Бесконечно уверовать в успех.

 В общем, верить или нет во все мифы, легенды или факты - решайте сами, но место интересное со всех точек зрения!

 

А мы  прошли процедуру исцеления. Теперь продолжим наш путь. Осталось на сегодня немного. Поднимемся по лестнице и попадем в Дьяковский сад,  один из трёх яблоневых садов  Коломенского.

 

Яблоневые сады здесь, наверняка, самые древние в городе. Ещё царь Алексей Михайлович 350 лет назад приказал их тут насадить. Деревья, которые мы видим,  конечно, гораздо моложе,  но всё равно очень старые. Яблони - древние, раскидистые, кряжистые - посажены ровными рядами, земля между ними затянута мхом, зеленой травой.

 

 

Пройдемся по саду и вот, наконец, видна ограда с воротами церковь – это вход на территорию  Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшей деревеньке Дьяково.

 

 

Вокруг церкви - кладбище, где перемешаны могилы 14 века, замшелые каменные "гробы" 19 века и современные железные стандартные кресты - тут хоронили до конца 70-х, пока была деревня. Здесь когда-то и было дьяковское городище.

 

 

Утверждают, что под церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи находится библиотека Ивана Грозного. Историки предполагают, что церковь заложена Иваном Грозным в 1547 г. в память о венчании на царство.

Раскопки в Коломенском проводились неоднократно. В 1929 г. П. Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.

 В 1938 г. археолог И. Стелецкий почти нашел таинственную библиотеку Грозного. Ремонтные работы в церкви в 1980г. позволили обнаружить у алтарной части подземную лестницу из белого камня, не имея средств на реставрационные работы "объект" надежно укрыли песком, бетоном и белокаменной плитой.

 

 

Церковь стоит на самом краю высокого обрыва. Можно подойти к самому краю крутого, поросшего травой склона и смотреть на текущую внизу реку и приречную долину.

 

 

Здесь ощущаешь запах солнца, травы, увядающих листьев.  Вдали течет река, поют птицы и не хочется уходить. Со склонов парят на своих парапланах энтузиасты этого спорта. Несколько человек, случайных гуляющих, стоят и смотрят вдаль. Так стоять здесь можно долго.

 

 

Постоим и мы, отдохнем немного, чтобы продолжить свой путь к дворцу царя Алексея Михайловича, названному современниками восьмым чудом света.

ОРИГИНАЛ http://nik191-1.ucoz.ru/blog/progulka_po_kolomenskomu_chast_...

Картина дня

наверх