На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Прогулка по Коломенскому. Часть 5. Дворец царя Алексея Михайловича-2. Царские покои

Настало время осмотреть внутренние покои Дворца Алексея Михайловича. Всего во Дворце насчитывалось около 260 комнат,  он был разделён на две половины - мужскую и женскую.

Начнем с мужской половины.

Зайдем со стороны парадного крыльца.

По широкой лестнице крыльца поднимемся на второй этаж дворца.

Первое, что бросается в глаза, это разрисованный потолок крыльца, резные деревянные колонны,

крыша и башенка, установленная над крыльцом.

 Над парадным входом в здание три иконы -"Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча"

Первое помещение, в которое мы попадаем – это сени перед столовой палатой.  Сени перед Столовой палатою были частью парадных передних покоев. Основное их назначение было связано с обслуживанием царских пиров, которые устраивались по случаю семейных или церковных праздников, в честь приема иностранных послов или назначения на воеводство царских приближенных. Сени состояли из 2-х помещений, связанных проходом в стене – «сени» и «сени ж,  где входят с кушаньем.

Сюда с Сытного, Кормового и Хлебного дворов доставлялись сосуды с винами, пивом, медом и квасом; калачи, караваи и пироги, а также кушанья, приготовленные на поварне.

 Ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы, стоявшие вдоль стен сеней  и было их несколько для каждого из дворов.

 Кушанья подавались к столу на самой разнообразной посуде.

 

Этому предшествовал специальный придворный ритуал. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравления, порчи и колдовства. При отпуске блюда с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, дальше ключники под охраной стряпчих несли блюда во дворец. Поставляя блюда на кормовой поставец, каждый ключник пробовал со своего блюда. Следующим пробовал дворецкий глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола, - и отдавал их стольникам «нести перед государя».

Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки – чашник. И только затем, пройдя многократные испытания, блюда и напитки через вход в Столовую палату, над которым располагались  иконы  «Деисус» со Спасом Эммануилом, Архангелом Михаилом и Архангелом Гавриилом.

 Столовая палата – это самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Здесь проходили важнейшие дворцовые церемонии, здесь принимали иноземных гостей, отмечали церковные и семейные праздники.

 Место для царя было  на помосте (рундуке), где находился стол, к толу ставили «приступ» в две ступени, обитый цветным персидским ковром.

К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставляли столы по числу гостей. Ставились столы так, чтобы отовсюду можно было видеть государя. Еду подавали в серебряной, а иногда и в золотой посуде. На столы стелили скатерти, украшенные бахромой и кружевами. Полы были устланы коврами.

 

 Украшала палату большая печь со сложным орнаментом.

Очень красив и потолок палаты

 А теперь покидаем Столовую палату и через сени перебираемся в Думную палату. Думная палата Коломенского дворца оформлена как приемное присутственное помещение.


Думная палата была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло и стиль ее оформления.  Стены и потолок в Думной палате обиты красным сукном. В красном углу на рундуке (особом помосте) – кресло-трон. В «Описи хоромных нарядов конца XVII столетия» среди мест и кресел государя царя, есть описание:  «…кресла деревянные золоченые, ручки и седалище и позади обито бархатом красным; у него ж приступ обит бархатом красным …».

Непременным элементом традиционного убранства русского дома были неподвижные лавки, которые обычно шли вдоль стен вокруг всего помещения.

В царских покоях лавки всегда были покрыты тканями или коврами. Специальные узкие ковры для лавок назывались «полозы». Чаще всего они были турецкого производства.

Следующая – Престольная палата.

 В царских дворцах XVII века Приемной (или Тронной) комнатой была Передняя (комната), в которой царь в торжественной обстановке принимал иноземных послов.

Позолоченная резьба, великолепные светильники, резная позолоченная (или расписанная живописью) мебель с цветными полавочниками, персидские, турецкие или иранские ковры, сверкающие цветными стеклами окна – весь богатый комплекс украшения и наполнения интерьеров, или, как его называли в старину «хоромный наряд», включал в себя еще один вид древних хоромных украшений – живопись.
Комнатная живопись состояла из «травных» росписей и т.н. «бытейного письма» (изображения на библейские и евангельские сюжеты, притчи и аллегории).



Украшает палату и изразцовая печь, на изразцах которой изображен символ Московского царства двуглавый орел.

Вся обстановка Престольной палаты должна была демонстрировать подданным и иноземным послам величие и мощь государства.

 

Дальше мы попадаем в Задние (Постельные) сени, которые были доступны только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей. Наверняка мы относимся к одной из означенных групп и потому смело следуем дальше.

 

Задние сени это  переход из одних царских покоев дворца в другие.

Злесь они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя.

 

И вот мы в кабинете царя.

В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы".

Здесь стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр.

Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой.

 Следующая опочивальня.

 Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.

В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно.

 

И закончим наше сегодняшнее путешествие мы в Крестовой палате. Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви).

Одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов.

Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями.

 Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ОРИГИНАЛ http://nik191-1.ucoz.ru/blog/progulka_po_kolomenskomu_chast_...

Картина дня

наверх