Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    И не просто  иностранец... Американец...!Открытое письмо А...
  • Виктор Некрасов
    У вас информация не полная. По пятницам на канале "Спас" известный журналист Мамонтов ведет передачи, на которые приг...Финансовая тайна ...
  • Удав Иванович
    Золотой Запас царской России прихватизировали чехи, которые через Японию вывезли его к себе, а потом построили военны...Финансовая тайна ...

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

 

Опыт Крымской войны (1853-1856) и гражданской войны (1861) в США наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли в условиях быстро прогрессирующих боевых средств ведения войны на море не могли уже соперничать с паровыми судами, покрытыми мощной броней, и все основные морские державы лихорадочно преступили к постройке броненосных судов. В этой гонке строительства флота не была исключением и Россия, практически оказавшаяся после поражения в Крымской войне без боевых кораблей. Первоначально строились сравнительно небольшие корабли с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в водах Финского залива и предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской крепости Кронштадт.

Деревянные броненосные фрегаты


 С весьма совершенными парусно-паровыми кораблями предстояло конкурировать первым неуклюжим броненосцам. Более сильные и менее уязвимые, они были намного медлительнее, имели ограниченную дальность плавания. Вот почему колыбелью броненосного парового флота стала береговая оборона — сфера, где дальность плавания не играла решающей роли. Терминология и здесь продолжала свои шутки. С недоумением обнаруживаешь, например, среди первых русских броненосных кораблей береговой обороны башенные фрегаты.

Согласно воззрениям тех лет береговая оборона должна была представлять собой как бы цепь, составленную из «неподвижных» элементов (бронированных мониторов, канонерских лодок и плавучих батарей) и подвижных (крейсеров и миноносцев), осуществляющих связь между этими элементами, чтобы иметь возможность отразить атаку врага в любой точке побережья. Как раз такими «крейсерами береговой обороны» и были те четыре корабля, которые в списках русского флота именовались «башенными фрегатами», — «Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов», заложенные на Петербургских верфях в 1865 году.

Если мониторы и плавучие батареи предназначались для защиты с моря Кронштадта и Петербурга, то фрегатам предстояло плавать в Финском заливе и вдоль берегов Балтийского моря. Большая часть их корпуса была подводной, надводная же представляла небольшую цель для неприятельской артиллерии. Машины, котлы, помещение для команды, запасы провизии и воды, пороховые погреба и т. д. находились под водой и были защищены от действия вражеских снарядов. Так, «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг» были трехбашенными, а «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» — двухбашенными. Машина в 2 тыс. индикаторных сил сообщала им скорость до 9 узлов, в каждой башне фрегата стояло по два 229-мм орудия.

Сравнительно небольшая дальность плавания делала ненужным рангоут: фрегаты несли только высокие флагштоки и приспособления для управления буксирными минами.

Малая скорость и небольшая дальность плавания первых паровых броненосных кораблей стали причиной того, что парусно-паровой фрегат отчасти сохранил свое значение, но его эволюция, если так можно сказать, расщепилась. С одной стороны, начал формироваться новый тип боевого корабля, специально называемого крейсером. Такие неброненосные железные крейсеры отличались сравнительно крупными размерами, большой скоростью хода, малым количеством орудий самого крупного калибра и немногочисленной командой. Слабость защиты у них компенсировалась необычайно высокой скоростью, позволяющей легко уйти от сильного противника. С другой стороны, начали развиваться фрегаты, защищаемые броней.

Первыми такими кораблями в русском флоте стали деревянные 58-пушечные фрегаты «Петропавловск» и «Севастополь», заложенные в 1861 году. В конце 1862 года их решили обшить 114-мм броней и за счет уменьшения числа орудий увеличить калибр и огневую мощь. Спущенные в 1864 и 1865 годах, они показали неплохую скорость (12—12,5 узла) и мореходные качества, достаточные дня плаваний в закрытых морях.

 

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Деревянный броненосный фрегат "Петропавловск" Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

1861 - 1892

Заложен 9 сентября 1861 года на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге.
 Начало работ 12 января 1861 года. Спущен на воду 15 августа 1865 года.
 Вступил в строй в 1867 году.
 В 1877 году находился в Средиземном море но в боевых действиях участия не принимал.
 Исключен из списков флота 4 января 1892 года.

 Водоизмещение 6040 т. Размерения 90.8x15.9x7.5 м
 Воружение первоначальное - 30 - 196 мм (60 фн.) гладкоствольных пушек (по 13 орудийных портов с каждого борта),  затем 21 - 203/22, 1 - 152 мм. В 1874 году добавили 10 - 87 мм пушек
 Бронирование - железо фирмы Браун и К°, Шеффилд, борт 76 - 89 - 102 - 114 мм, каземат - 114 мм, рубка - 102 мм
 Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения завода Берда 2805 и.л.с. 6 котлов, 1 винт
 Скорость 11,8 узла. Экипаж 23 офицеров и 657 матросов

 

Пока на русских верфях деревянные корабли срочно переделывались в броненосные, отечественные кораблестроители проектировали первые броненосные фрегаты для океанских плаваний. Это были «Князь Пожарский» и «Минин». «Пожарский» строился на Галерном острове целиком из русского железа, а на изготовление его каземата — броневого короба в средней части корпуса, предназначенного для размещения тяжелой артиллерии, — пошла первая броня, сделанная на Ижорском заводе. Пробные плавания в Балтийском море в 1869, 1870 и 1871 годах дали малоудовлетворительные в отношении мореходности результаты. После тщательного изучения было установлено, что на фрегате неправильно размещены грузы. После переделки кораблестроители добились успеха, и уже летом 1873 года «Князь Пожарский» отправился для практического плавания в Средиземное море, став первым русским броненосцем, вышедшим из Кронштадта за пределы Балтийского моря.

Тактико-технические данные крейсеров

Корвет «Витязь» (с 1382 г. «Скобелев»), Россия, 1862 г.

Водоизмещение 2248 т, номинальная мощность 360 п. с, скорость под парами 10 узл. Длина между перпендикулярами 68 м, ширина 12, среднее углубление 5,5 м. Вооружение: 9 орудий. Всего построено пять: «Витязь», «Калевала», «Богатырь», «Варяг», «Аскольд». Еще один — 16-пу-шечный «Баян» — строился во Франции.

Клипер «Жемчуг», Россия, 1861 г.

Водоизмещение 1585 т, номинальная мощность 350 л. с, скорость под парами 11—13 узл. Длина между перпендикулярами 76,3 м, ширина 9,4, среднее углубление 4,4 м. Вооружение: 6 орудий. Всего построено шесть: «Жемчуг», «Абрек», «Всадник», «Изумруд», «Яхонт», «Алмаз». Еще один клипер — «Гайдамак» — был построен в Англии.

Башенный фрегат «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.

Водоизмещение 3480 т, индикаторная мощность 2031 л. с., скорость 10 узл. Длина между перпендикулярами 77,4 м, ширина 13,1, среднее углубление 4,45 м. Броня: пояс 114 мм, башни 140—165 мм. Вооружение: 6 229-мм орудий. Всего построено четыре: «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг» — 3-башенные, «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» — 2-башенные.

Броненосный фрегат «Севастополь», Россия, 1864 г.

Водоизмещение 6135 т, индикаторная мощность 3088 л. с, скорость под парами 13,8 узл. Длина между перпендикулярами 91,5 м, ширина 15,9, среднее углубление 7,14 м. Броня: 76—114 мм. Вооружение: 16 203-мм, 2 88-мм орудия. Всего построено два: «Севастополь» и «Петропавловск».

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1Деревянный броненосный фрегат  "Севастополь"

 

Казематный фрегат «Князь Пожарский», Россия, 1867 г.

Водоизмещение 4500 т, индикаторная мощность 2835 л. с, скорость 11,7 узл. Длина между перпендикулярами 81 м, ширина 15, среднее углубление 6,1 м. Броня: казематы 114 мм, пояс 102 мм. Вооружение: 8 203-мм, 2 152-мм орудия.

В 50-х годах индикаторная мощность паровых машин превышала номинальную в 2—3 раза, а в 80-х — в 5— 8 раз.

«Александр Невский», Россия, 1861 г.

Винтовой фрегат «Александр Невский» строился в Петербурге на Охте из дуба, лиственницы и сосны. Заложен 19 декабря 1859 года, спущен на воду 19 сентября 1861 года.

Водоизмещение 4562 т, номинальная мощность 800 л. с, скорость хода под парами 11 узл. Длина между перпендикулярами 83 м, ширина 15,3, среднее углубление 6,9 м. Вооружение: 51 орудие. Всего было построено два таких корабля: «Александр Невский» и «Дмитрий Донской». В составе эскадры адмирала Лесовского «Александр Невский» в 1863 году ходил к берегам Северной Америки. Совершил несколько практических плаваний и, как и однотипный с ним «Дмитрий Донской», часто показывал русский флаг на морских и океанских путях. Погиб 13 сентября 1368 года в проливе Скагеррак.

 

Балтийские броненосцы

Одновременно с постройкой первых броненосных кораблей была произведена реорганизация большинства казенных и частных судостроительных заводов и подготовлена база для создания более крупных океанских кораблей-мореходных броненосцев, бронированых и небронированных фрегатов (крейсеров).

   В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А.А. Попова в Петербурге был заложен первый корабль этого класса, получивший впоследствии наименование "Петр Великий". Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением, строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда лет после окончания строительства "Петр Великий" считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире.

   Признавая приоритет русских кораблестроителей в строительстве броненосцев, известный английский конструктор Э. Рид в газете "Таймс" писал: "Русские успели превзойти как в отнашении боевой силы существующих судов, так и в отнашении новых способов постройки. Их "Петр Великий" совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев".

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец "Петр Великий" Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

(до 30 мая 1872 года - "Крейсер")
(после 4 декабря 1923 года - "Блокшив №1")
(после 16 мая 1949 года - "БШ-3")
1869 - 1959
 Заложен 20 мая 1869 года на Галерном островке, Санкт-Петербург, спущен 15 августа 1872 года, вступил в строй в 1877 году.
 Первоначально относился к классу мониторов, в 1873 году переклассифицирован в броненосный корабль,  1 февраля 1892 года - в эскадренный броненосец. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1880 - 1881 и 1903-1908 годах,  во время второй модернизации силуэт значительно изменился. 11 марта 1906 года переклассифицирован в учебное судно.
 С 1917 года самоходная плавбаза. С октября 1918 года на долговременном хранении в Кронштадском порту.
 21 мая 1921 года разоружен и переформирован в минный блокшив.
 Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войны обеспечивал минно-заградительные действия.  Исключен из списков ВМФ 18 апреля 1959 года и сдан на слом

 Броненосец: Водоизмещение 10105 т. Размерения 100.6x19.3x7.5 м
 Воружение 4 - 305 мм обр. 1867 года, 4 - 4 фн. обр 1867 года, 6 - 47 мм, 4 - 37 мм, 2 ПТА
 Бронирование - борт от 203 до 356 мм, каземат - 356 мм, башни - 356 мм, палуба 76 мм
 Механизмы 2 паровые машины завода Берда 2х4452 л.с. 6 двойных котлов, 2 винта.
 Скорость первоначальная на испытаниях - 12.35 узла, после замены машин и котлов на механизмы фирмы "Элдер" в 1881 году - 14,26 узла
 Дальность плавания 3600 миль. Экипаж 440 человек
 Учебный корабль:
 Водоизмещение 9790 т. Размерения 98.1x19.1x8.08 м
 Воружение 4 - 203/50, 12 - 152/45, 12 - 75/50, 4 - 57 мм, 8 - 47 мм, 2 - 37 мм
 Механизмы 2 паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 5500 л.с., 12 котлов
 Скорость 12,9 узла Дальность плавания 1500 миль.

Серия однотипных броненосцев Екатерина II, Чесма и Синоп адмирала И.А.Шестакова. Эти корабли стали первыми мореходными броненосцами возрождавшегося после Крымской войны Черноморского флота.


Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1
Эскадренный броненосец "Император Николай I"  
(c 15 мая 1905 года - японский броненосец "Ики"["Iki"])
1886 - 1922

 Заложен 8 марта 1886 года на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге.
 Спущен на воду 20 мая 1889 года.
 Вступил в строй 13 мая 1891 года, фактически в ноябре 1892 года.
 Входил в состав 3-й ТОЭ. Сдался японцам после Цусимского сражения.
 В японском флоте использовался как учебно-артиллерийский корабль.
 С 18 апреля 1915 года - корабль-мишень.
 В октябре 1915 года потоплен на мелководье во время учений.
 Разобран на металл в 1922 году.

 Водоизмещение 9594 т. Размерения 105,6x20.4x7.9 м
 Воружение 2 - 305/30, 4 - 229/35, 8 - 152/35, 16 - 47 мм, 2 - 37 мм, 6 - 381 мм НТА
 Бронирование - сталежелезная броня борт от 102 до 356 мм, каземат 51-76 мм, башня 254 мм, рубка 203 мм, палуба 63 мм
 Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения 7842 л.с. 16 котлов Бельвиля, 2 винта
 Скорость 14.5 узла Дальность плавания 4800 миль. Экипаж 31 офицер и 585 матросов

Эскадренный броненосец Император Александр II

Император Александр IIБроненосец Император Александр 2 заложен в июне 1886 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду в июле 1887 года, вступил в строй в сентябре 1890 года. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец. Прошел капитальный ремонт в 1903 - 1905 годах. С 1905 года использовался как учебно-артиллерийский корабль. Участвовал в первой мировой войне, Февральской революции, Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской войне. С мая 1921 года находился на хранении в Кронштадте. В 1922 году продан на слом и 21 ноября 1925 года исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 105,6 м. Ширина - 20,4 м. Осадка - 7,6 м. Водоизмещение - 9244 т. Мощность механизмов - 8300 лс. Скорость - 15,27 уз. Вооружение - 2- 305мм, 4- 229мм, 8- 152мм, 10- 47мм, 8- 37мм, 5 торпедных аппаратов Личный состав - 616 человек Бронирование - 102-356 мм броневой пояс, 60 мм броневая палуба, 254 мм башня, 254 мм боевая рубка.

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Гангут

Эскадренный броненосец Гангут был третьим балтийским броненосцем адмирала И.А.Шестакова. Корабль был заложен в 1888 году, спущен на воду 6 октября 1890 года. Ходовые испытания начались 3 июля 1893 года. В 1896 году броненосец повредил днище, пробороздив им подводную скалу. В 1897 году, едва закончив ремонт, потерпел при тех же обстоятельствах новую аварию. В результате бездарных действий командира и адмирала, усугубленных конструктивными дефектами, корабль затонул на внутреннем Транзундском рейде.
Технические данные:
Длина - 88,3 м. Ширина - 18,9 м. Осадка - 7,1 м. Водоизмещение - 7500 т. Мощность механизмов - 5280 лс. Скорость - 13,78 уз. Вооружение - 1- 305 мм, 4- 229 мм, 4- 152 мм, 6- 47 мм, 13- 37 мм, 2 торпедных аппарата Личный состав - 521 человек Бронирование - 305-406 мм броневой пояс, 63 мм броневая палуба, 229 мм башни, 152 мм боевая рубка

Эскадренный броненосец Наварин

НаваринЭскадренный броненосец Наварин был заложен 1 июля 1889 года в Санкт-Петербурге, зачислен в списки флота 19 августа 1889 года. 8 октября 1891 года спущен на воду. Вошел в строй в июне 1896 года. Принимал участие в подавлении боксерского восстания в Китае. В 1902 году прошел капитальный ремонт, но артиллерия главного и вспомогательного калибра заменена не была. В составе 2-й тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении. Затонул в ночь с 14 на 15 мая 1905 года от попаданий нескольких японских торпед. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 107,0 м. Ширина - 20,4 м. Осадка - 8,0 м. Водоизмещение - 10206 т. Мощность механизмов - 9144 лс. Скорость - 15,85 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 8- 152 мм, 18- 47 мм, 12- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 624 человека Бронирование - 305-406 мм броневой пояс, 51-76 мм броневая палуба, 305 мм башни, 254 мм боевая рубка, 305-127 мм казематы

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Сисой Великий

Эскадренный броненосец Сисой Великий был заложен 20 июня 1891 года в Санкт-Петербурге, 20 мая 1894 года броненосец был спущен на воду. Вступил в строй осенью 1896 года. 3 марта 1897 года во время учебных стрельб произошел взрыв в носовой башне, погибло 22 человека. Принимал участие в подавлении боксерского восстания в Китае. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении. Затонул 15 мая 1905 года в результате большого количества попаданий японских снарядов. В ходе боя уничтожил японский миноносец. 15 сентября 1905 года исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 107,2 м. Ширина - 20,7 м. Осадка - 6,7 м. Водоизмещение - 10400 т. Мощность механизмов - 8580 лс. Скорость - 15,6 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 6- 152 мм, 12- 47 мм, 12- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 686 человек Бронирование - 203-406 мм броневой пояс, 51-76 мм броневая палуба, 305 мм башни, 152 мм боевая рубка, 127 мм казематы

Эскадренный броненосец Полтава

Полтава, Севастополь, ПетропавловскБроненосец Полтава заложен в Санкт-Петербурге 25 февраля 1892 года. Спущен на воду 25 октября 1894 года, вступил в строй в 1896 году. Участвовал в русско-японской войне. Принимал участие в обороне Порт-Артура, в бою с японским флотом в Желтом море 10 августа 1904 года. Затонул 5 ноября 1904 года на рейде Порт-Артура от артиллерийского обстрела. 8 июля 1905 года был поднят японцами и включен в состав ВМС Японии в качестве броненосца береговой обороны. Переименован в Танго. В 1916 году выкуплен русским правительством. Принимал участие в первой мировой войне. В марте 1918 года захвачен в Кольском заливе английскими интервентами. 16 июня 1921 года был законсервирован в Архангельске. Использовался в качестве учебной базы. 3 июля 1924 года исключен из списков флота и продан на слом.
Технические данные:
Длина - 114,3 м. Ширина - 21,3 м. Осадка - 7,8 м. Водоизмещение - 11500 т. Мощность механизмов - 11255 лс. Скорость - 16,29 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 12- 47 мм, 28- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 631 человек Бронирование - 254-368 мм броневой пояс, 64-76 мм броневая палуба, 203 мм башни, 228 мм боевая рубка, 127 мм казематы
 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Петропавловск

Броненосец Петропавловск заложен в 19 марта 1892 года в Петербурге, спущен на воду 28 октября 1894 года и в 1897 году вступил в строй. Участвовал в обороне Порт-Артура в период русско-японской войны. Погиб 31 марта 1904 года при выходе из Порт-Артура, подорвавшись на мине. Вместе с кораблем погиб командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров.
Технические данные:
Длина - 114,3 м. Ширина - 21,3 м. Осадка - 7,8 м. Водоизмещение - 10890 т. Мощность механизмов - 11213 лс. Скорость - 16,38 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 12- 47 мм, 28- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 631 человек Бронирование - 254-368 мм броневой пояс, 64-76 мм броневая палуба, 203 мм башни, 228 мм боевая рубка, 127 мм казематы

 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Севастополь

Броненосец Севастополь заложен 7 марта 1892 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 20 мая 1895 года и 15 июля 1900 года вступил в строй. Участвовал в обороне Порт-Артура в период русско-японской войны. Дважды подрывался на японских минах, но оба раза вводился в строй. 20 декабря 1904 года броненосец был выведен на большую глубину и затоплен. Броненосец был исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 114,3 м. Ширина - 21,3 м. Осадка - 7,8 м. Водоизмещение - 11249 т. Мощность механизмов - 9368 лс. Скорость - 16,41 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 12- 47 мм, 28- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 631 человек Бронирование - 254-368 мм броневой пояс, 64-76 мм броневая палуба, 203 мм башни, 228 мм боевая рубка, 127 мм казематы

Серия однотипных эскадренных броненосцев-крейсеров Пересвет, Ослябя и Победа для Балтийского флота. МТК считал эти корабли крейсерами, и только ради престижа их стали официально относить к броненосцам:

Эскадренный броненосец Пересвет

Пересвет, Ослябя, Победа

Эскадренный броненосец Пересвет был заложен 9 ноября 1895 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 мая 1898 года. 6 августа 1901 года броненосец вступил в строй. Принимал участие в русско-японской войне в составе 1-й тихоокеанской эскадры. 24 ноября 1904 года в результате артиллерийского обстрела, броненосец получил 20 попаданий 11-дюймовых снарядов. Опасаясь взрыва боезапаса, были открыты кингстоны и корабль затонул на мелководье рейда Порт-Артур. 29 июня 1905 года броненосец был поднят японцами ивведен в строй под названием Сагами. В 1916 году броненосец был продан России и снова переименован в Пересвет. 22 декабря 1916 года, в нескольких милях от Порт-Саида, броненосец подорвался на двух минах, сдетонировал боезапас носовой башни и через 17 минут броненосец затонул. Исключен из списков Российского флота 15 сентября 1905 года. 6 апреля 1916 года вторично зачислен в списки флота. Исключен из списков 28 марта 1917 года.
Технические данные:
Длина - 132,4 м. Ширина - 21,8 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 13074 т. Мощность механизмов - 13755 лс. Скорость - 18,6 уз. Вооружение - 4- 254 мм, 11- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 8- 37 мм, 5 торпедных аппаратов Личный состав - 760 человек Бронирование - 178-229 мм броневой пояс, 51-82 мм броневая палуба, 229 мм башни, 152 мм боевая рубка, 51-127 мм казематы

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

 

Эскадренный броненосец Ослябя

Эскадренный броненосец Ослябя был заложен 21 ноября 1896 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 октября 1898 года. 4 июля 1903 года броненосец официально вошел в строй. В составе 2-й тихоокеанской эскадры броненосец принял участие в Цусимском сражении, был флагманским кораблем второго боевого отряда. Броненосец попал под сосредоточенный огонь восьми броненосных крейсеров противника, получил большое количество попаданий, перевернулся и затонул. Броненосец погиб так быстро, не имея при этом настоящих подводных пробоин, что в последствии стали выдвигаться различные версии его гибели: торпеды с японских крейсеров; японские мины; подрыв на собственной мине, вывалившейся через пробоину. Однако, лучше всего объяснил гибель броненосца журнал "Морской сборник", который написал в 9 номере за 1905 год: "Броненосец Ослябя, опрокинувшийся всего от двух 10-дюймовых снарядов, попавших в район ватерлинии, навсегда скрыл под водою позорные результаты многолетней постройки его Новым Адмиралтейством." Исключен из списков Российского флота 15 сентября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 132,4 м. Ширина - 21,8 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 12674 т. Мощность механизмов - 14500 лс. Скорость - 18 уз. Вооружение - 4- 254 мм, 11- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 8- 37 мм, 5 торпедных аппаратов Личный состав - 769 человек Бронирование - 178-229 мм броневой пояс, 51-82 мм броневая палуба, 229 мм башни, 152 мм боевая рубка, 51-127 мм казематы

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

 

Эскадренный броненосец Победа

Эскадренный броненосец Победа был заложен 18 мая 1899 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 мая 1900 года. В октябре 1901 года броненосец прошел ходовые испытания. Принял участие в русско-японской войне в составе 1-й тихоокеанской эскадры. 24 ноября 1904 года в результате артиллерийского обстрела, броненосец получил 23 попадания снарядами 11-дюймового калибра и затонул на мелководье рейда Порт-Артур. 17 октября 1905 года броненосец был поднят японцами, прошел капитальный ремонт и введен в строй под названием Суво. Во время 1-й мировой войны, броненосец Суво являлся флагманским кораблем вице-адмирала Садакичи Като, участвуя в блокадных операциях против германской базы в Циндао. В апреле 1922 года корабль был разоружен и продан на слом. Исключен из списков Российского флота 5 ноября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 132,4 м. Ширина - 21,8 м. Осадка - 7,7 м. Водоизмещение - 12674 т. Мощность механизмов - 14500 лс. Скорость - 18 уз. Вооружение - 4- 254 мм, 11- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 8- 37 мм, 5 торпедных аппаратов Личный состав - 745 человек Бронирование - 178-229 мм броневой пояс, 51-82 мм броневая палуба, 229 мм башни, 152 мм боевая рубка, 51-127 мм казематы

Эскадренный броненосец Ретвизан

РетвизанЭскадренный броненосец Ретвизан заложен в США в 1899 году, 10 октября 1900 года спущен на воду и в 1902 году вступил в строй. Участник русско-японской войны. Входил в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры. В самом начале войны получил попадание японской торпедой и вышел из строя. Вскоре был отремонтирован и вновь введен в строй. 5 декабря 1904 года затонул во внутренней гавани Порт-Артура от попаданий японских снарядов. Был поднят японцами, восстановлен и под наименованием Хидзен введен в состав японского флота.
Технические данные:
Длина - 117,9 м. Ширина - 22,8 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 13600 т. Мощность механизмов - 17600 лс. Скорость - 17,9 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 24- 47 мм, 8- 37 мм, 6 торпедных аппаратов Личный состав - 743 человека Бронирование - 51-229 мм броневой пояс, 51-76 мм броневая палуба, 229 мм башни, 254 мм боевая рубка, 127 мм казематы

 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Цесаревич

ЦесаревичЭскадренный броненосец Цесаревич заложен в Тулоне (Франция) 7 августа 1899 года. Спущен на воду 23 февраля 1901 года, вступил в строй 3 сентября 1903 года. Участвовал в русско-японской войне. В начале войны поврежден взрывом японской торпеды. После боя с японским флотом в Желтом море ушел в Циндао, где был интернирован до конца войны. В 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина, пострадавшему от землетрясения. В 1910 году прошел капитальный ремонт. Участвовал в первой мировой войне. С мая 1918 года находился в Кронштадте на долговременном хранении. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов.
Технические данные:
Длина - 118,5 м. Ширина - 23,2 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 13105 т. Мощность механизмов - 16300 лс. Скорость - 18,24 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 743 человека Бронирование - 120-249 мм броневой пояс, 38-69 мм броневая палуба, 254 мм башни, 254 мм боевая рубка

Серия однотипных эскадренных броненосцев Бородино, Князь Суворов, Александр III, Орел и Слава для Балтийского флота:

Эскадренный броненосец Бородино

Бородино, Суворов, Александр 3, Орел, СлаваЭскадренный броненосец Бородино был заложен 11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге, в августе 1901 года спущен на воду. 28 августа 1904 года броненосец был введен в строй. В составе 2-й Тихоокеанскойй эскадры принял участие в Цусимском сражении. В течении почти трех часов, находившийся под расстрелом практически всего японского флота, выдержавший немыслимое количество попаданий, броненосец перевернулся и затонул. Из экипажа спасся один человек. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 121,0 м. Ширина - 23,2 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 15280 т. Мощность механизмов - 16300 лс. Скорость - 17,8 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 830 человек Бронирование - 145-194 мм броневой пояс, 70-89 мм броневая палуба, 254 мм башни, 203 мм боевая рубка, 76 мм казематы

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

 

Эскадренный броненосец Император Александр III

 

 

Эскадренный броненосец Император Александр 3 был заложен 11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге, 3 августа 1901 года спущен на воду. 12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. В составе 2-й Тихоокеанскойй эскадры принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя флагманского броненосца, возглавил боевую колонну русских кораблей. В продолжении нескольких часов с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. Затонул 14 мая 1905 года в 16:45. Из экипажа не спасся ни один человек. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.


Технические данные:
Длина - 121,0 м. Ширина - 23,2 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 15280 т. Мощность механизмов - 15800 лс. Скорость - 17,8 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 867 человек Бронирование - 145-194 мм броневой пояс, 70-89 мм броневая палуба, 254 мм башни, 203 мм боевая рубка, 76 мм казематы

 Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Орел

Эскадренный броненосец Орел был заложен 20 мая 1900 года в Санкт-Петербурге, 19 июля 1902 года спущен на воду. В октябре 1904 года броненосец был введен в строй. В составе 2-й Тихоокеанскойй эскадры принял участие в Цусимском сражении. В ходе боя 14 мая, несмотря на попадания 55 снаряюов крупного калибра, сохранил боеспособность. 15 мая 1905 года сдался в плен. Прошел ремонт и введен в стой японцами под названием Ивами. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Технические данные:
Длина - 121,0 м. Ширина - 23,2 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 15280 т. Мощность механизмов - 15800 лс. Скорость - 17,8 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 867 человек Бронирование - 145-194 мм броневой пояс, 70-89 мм броневая палуба, 254 мм башни, 203 мм боевая рубка, 76 мм казематы
 

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

 

Эскадренный броненосец Князь Суворов

 

Эскадренный броненосец Князь Суворов был заложен 8 сентября 1901 года в Санкт-Петербурге, 25 сентября 1902 года спущен на воду. 27 августа 1904 года броненосец был введен в строй. В составе 2-й Тихоокеанскойй эскадры принял участие в Цусимском сражении. Являлся флагманским кораблем вице-адмирала Рождественского. Подвергся сосредоточенному обстрелу японским флотом. В 14:30 вышел из строя из-за больших повреждений от японского огня. В 19:30 затонул после попаданий нескольких торпед с японских миноносцев. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.





Технические данные:
Длина - 121,0 м. Ширина - 23,2 м. Осадка - 7,9 м. Водоизмещение - 15280 т. Мощность механизмов - 15800 лс. Скорость - 17,8 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 950 человек Бронирование - 145-194 мм броневой пояс, 70-89 мм броневая палуба, 254 мм башни, 203 мм боевая рубка, 76 мм казематы
 
Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1

Эскадренный броненосец Слава

Эскадренный броненосец Слава был заложен 1 ноября 1902 года в Санкт-Петербурге, 16 августа 1903 года спущен на воду. В октябре 1905 года броненосец был введен в строй. В декабре 1908 года экипаж корабля участвовал в спасательных работах в городе Мессина после землетрясения. В 1910 году броненосец прошел капитальный ремонт. Принимал участие в 1-й мировой войне. В июле-августе 1915 года броненосец неоднократно вступал в бой с германскими линейными кораблями, срывая попытки противника прорваться в Ирбенский пролив. 17 октября 1917 года броненосец принял участие в Моонзундском сражении. Броненосец вел артиллерийскую дуэль с германскими дредноутами. При отступлении флота броненосец, имевщий повреждения, был затоплен у входа в канал в Моонзунде. 29 мая 1918 года корабль был исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 121,31 м. Ширина - 23,17 м. Осадка - 8,48 м. Водоизмещение - 14415 т. Мощность механизмов - 16365 лс. Скорость - 17,64 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 12- 152 мм, 20- 75 мм, 20- 47 мм, 2- 37 мм, 2 торпедных аппарата Личный состав - 822 человека Бронирование - 145-194 мм броневой пояс, 70-89 мм броневая палуба, 254 мм башни, 203 мм боевая рубка, 76 мм казематы

Серия однотипных эскадренных броненосцев Евстафий и Иоанн Златоуст для Черноморского флота.

 

Эскадренный броненосец Император Павел IПавел 1, Андрей Первозванный

Эскадренный броненосец Император Павел 1 заложен 14 октября 1904 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1907 года, вступил в строй в мае 1912 года. Участвовал в первой мировой войне, в гражданской войне. С сентября 1920 года находился в Кронштадте на хранении. В ноябре 1923 года сдан на слом и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов флота.
Технические данные:
Длина - 140,2 м. Ширина - 24,3 м. Осадка - 8,53 м. Водоизмещение - 16570 т. Мощность механизмов - 18569 лс. Скорость - 18,5 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 14- 203 мм, 12- 120 мм, 2- 47 мм, 2 торпедных аппарата Личный состав - 957 человек Бронирование - 79-216 мм броневой пояс, 31-39 мм броневая палуба, 203 мм башни, 203 мм боевая рубка, 79-127 мм казематы

Эскадренный броненосец Андрей Первозванный

Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1Эскадренный броненосец Андрей Первозванный заложен 28 апреля 1905 года заложен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1906 года, вступил в строй в мае 1912 года. Участвовал в первой мировой войне. Участвовал в гражданской войне. 18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на ремонт. С сентября 1920 года находился в Кронштадте на хранении, 15 декабря 1923 года сдан на слом. 8 февраля 1924 года исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 140,2 м. Ширина - 24,3 м. Осадка - 8,53 м. Водоизмещение - 16570 т. Мощность механизмов - 18569 лс. Скорость - 18,5 уз. Вооружение - 4- 305 мм, 14- 203 мм, 12- 120 мм, 2- 47 мм, 2 торпедных аппарата Личный состав - 957 человек Бронирование - 79-216 мм броневой пояс, 31-39 мм броневая палуба, 203 мм башни, 203 мм боевая рубка, 79-127 мм казематы
.

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Начало серии
Подводные лодки Российского Императорского Флота
 

Картина дня

наверх