На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Первый балет. 1581

75843890_1075772_384_4.jpg

15 октября 1581 года при дворе Екатерины Медичи грациозные танцоры показали невиданное доселе действо - греческие боги и богини синхронно двигались под звуки итальянской оперы, выписывая движениями тел различные геометрические фигуры.

 Музыкально-драматическая постановка "Цирцея" или "Комедийный балет королевы" под руководством итальянского хореографа Бальтазара де Божуайё имела большой успех. Считается, что именно Екатерина Медичи принесла балет во Францию, где он и получил дальнейшее развитие.
 
Первые театрализации танцев ставили в Италии. Именно этой стране балет обязан своим появлением. Само слово "балет" имеет итальянские корни - от "ballo" - танцую. В 14-15 вв. в Италии появились первые танцмейстеры, привнесшие новые танцевальные формы. Придворный балет формировался на основе народного танца, а также церемониальных танцев знати. От простого танца балет отличался в первую очередь наличием сюжетной линии, театрализацией. В Испании подобную танцевальную сценку называли мавританской пляской или "мореской", в Англии - "маской". В 16-17 веках в балет добавилась фигурность и геометрия, движения танцоров были отточены и приведены в соответствие с единым ритмом. Кроме того, движения участников представления описывали и очерчивали различные геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники. Такая форма получила название "балло-фигурато".


75842621_1075772_Wedding_of_Duc_de_Joyeuse_with_Marguerite_de_Vaudemont_24_September_1581_French_school_1581_1582.jpg


Постепенно хореографы начинают экспериментировать с новой формой, привнося различные "спецэффекты" и вариативность. Например, появляется "конный балет", в основу которого легли рыцарские средневековые турниры. Всадники под музыку или пение гарцевали на лошадях.


Некоторые представления проводились на природе, которая служила естественным композиционным фоном. Например, Маргарита Валуа вспоминает:
«Тут, я убеждена, вы не забудете изобразить превосходное пиршество с балетом, организованное королевой-матерью на острове Дегмо. Казалось, что сама природа располагала к празднику: посреди острова находился большой луг, который окаймляла высокая сосновая роща; на этом лугу королева-мать приказала устроить беседки, а в каждой из них — круглый стол на 12 персон. Только стол их Величеств возвышался среди зеленых газонов. Все эти столы обслуживались группами пастушек, на которых были одежды из сатиновых с золотой нитью тканей — в соответствии с обычаями различных провинций Франции. Эти пастушки, спускаясь с великолепных суден (переезд на которых сопровождался звуками музыки — словно морские боги распевали и читали стихи вокруг судна их Величеств), оказывались на боковых лужайках, расположенных по обе стороны от большой аллеи, ведущей к главной зале. Каждая группа пастушек исполняла танец своей провинции: пастушки из Пуату танцевали под звуки волынки, из Прованса — вольту под цимбалы, пастушки из Бургундии и Шампани — под маленький гобой и скрипки. Бретонки танцевали веселые пасспье, бранль и так далее. Когда пиршество закончилось, в огромный освещенный грот вместе с большой группой музыкантов-сатиров сверху спустились нимфы, красота которых и блеск их украшений затмили искусственное освещение. Спустившись, они дали представление из танцев и пантомимы под музыку. Завистливая фортуна не смогла перенести их успех и послала такой сильный дождь и грозу, что все спешно должны были спуститься на судна и там провести ночь. На следующий день это происшествие дало повод для смешных историй, так что все устройство праздника доставило большое удовольствие присутствующим».

 
414px-RoyaleComedie.png


"Цирцея" или "Комедийный балет королевы" ("комедийный" на тот момент означало то, что сейчас мы называем "драматическим") считается первым придворным балетом. Его поставили в честь свадьбы сестры королевы Луизы, Маргариты Лотарингской, с герцогом де Жуайез. Балет должен был стать завершающим аккордом пышного празднования, которое длилось почти месяц - с 18 сентября по 15 октября 1581 года.


Екатерина Медичи, женщина, ставшая в некотором роде новатором, хотела удивить французский двор зрелищем, которого они до сих пор никогда не видели. Правда, существует мнение, что изначально идея принадлежала самой Луизе Лотарингской.


  75843883_1075772_Bal_v_Lyve_1581_god.jpg

Театрализованные празднества не были новшеством, поэтому было решено показать французскому двору совершенно новую форму, соединявшую танец, пение и декламацию стихов. В первой постановке приняли участие сама королева Луиза и принцесса Марго – они исполняли роль наяд и были одеты в белоснежные платья.


"Отцами" и руководителями действа стали: духовник короля Ла Шене и Жак Патен, отвечавшие за поэтическую составляющую, и музыканты Ламбер де Больё и Ж.Сальмон. Сюжет, легенду о Цирцее, позаимствовали из "Одиссеи" Гомера. А "идейным" руководитель выступил уже упомянутый Бальтазар де Божуайё (он изменил свое итальянское имя Бальтассаре ди Бельджойсо на французский манер). Этот человек входил в свиту 14-летней Медичи, когда она отправилась во Францию заключать брак с Генрихом II. Считается, что Бальтазар сыграл значительную роль в развитии придворного французского балета.


Зал, в котором проходило представление, был поделен на две галереи, которые находились одна над другой. Напротив – возвели подиум, на котором расположились места самых почетных особ - короля и королевы, принцев и принцесс. Широкие деревянные ступени во всю ширину зала служили сидениями для придворных.


Ballet_1582.png


Бальтазар описывает декорации, приготовленные для постановки. По его воспоминаниям, выглядела сцена примерно так: по правую руку от короля возвели небольшую рощу, которая по сюжету являлась владением Пана. В маленьких нишах, размещенных неподалеку, находились нимфы и дриады. За рощей располагался грот, украшенный множеством разноцветных стекол, что создавало ощущение, будто это переливаются и мерцают тысячи алмазов. Искусственные дубки с позолоченными листьями и ветками окаймляли ущелье, а нарисованные животные были изображены так искусно, что выглядели как живые. Красочный сад был домом для Цирцеи, прекрасной волшебницы, одетой в платье, укутанное крепом из шелка и серебра. Роль Цирцеи исполняла девушка по имени Сент-Мем:
"Ее присутствие в этом саду, освещенном сотнями факелов..., придавало, говорят, столько света и блеска, что глаза присутствующих были совершенно ослеплены; кроме того, бесчисленное множество факелов над залом и вокруг давало такой сильный свет, что он оставил бы позади себя любой прекрасный солнечный день в году", - вспоминает Бальтазар.

Представление длилось целых пять часов и закончилось танцем наяд, нимф, пана и богов, за которым зрители и актеры встретили рассвет, так как балет продолжался до трех часов утра.


Источник: http://www.diletant.ru/articles/7037315/

Картина дня

наверх