15 октября 1581 года при дворе Екатерины Медичи грациозные танцоры показали невиданное доселе действо - греческие боги и богини синхронно двигались под звуки итальянской оперы, выписывая движениями тел различные геометрические фигуры.
Музыкально-драматическая постановка "Цирцея" или "Комедийный балет королевы" под руководством итальянского хореографа Бальтазара де Божуайё имела большой успех. Считается, что именно Екатерина Медичи принесла балет во Францию, где он и получил дальнейшее развитие.
Первые театрализации танцев ставили в Италии. Именно этой стране балет обязан своим появлением. Само слово "балет" имеет итальянские корни - от "ballo" - танцую. В 14-15 вв. в Италии появились первые танцмейстеры, привнесшие новые танцевальные формы. Придворный балет формировался на основе народного танца, а также церемониальных танцев знати. От простого танца балет отличался в первую очередь наличием сюжетной линии, театрализацией. В Испании подобную танцевальную сценку называли мавританской пляской или "мореской", в Англии - "маской". В 16-17 веках в балет добавилась фигурность и геометрия, движения танцоров были отточены и приведены в соответствие с единым ритмом. Кроме того, движения участников представления описывали и очерчивали различные геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники. Такая форма получила название "балло-фигурато".
Постепенно хореографы начинают экспериментировать с новой формой, привнося различные "спецэффекты" и вариативность. Например, появляется "конный балет", в основу которого легли рыцарские средневековые турниры. Всадники под музыку или пение гарцевали на лошадях.
Некоторые представления проводились на природе, которая служила естественным композиционным фоном. Например, Маргарита Валуа вспоминает: «Тут, я убеждена, вы не забудете изобразить превосходное пиршество с балетом, организованное королевой-матерью на острове Дегмо. Казалось, что сама природа располагала к празднику: посреди острова находился большой луг, который окаймляла высокая сосновая роща; на этом лугу королева-мать приказала устроить беседки, а в каждой из них — круглый стол на 12 персон. Только стол их Величеств возвышался среди зеленых газонов. Все эти столы обслуживались группами пастушек, на которых были одежды из сатиновых с золотой нитью тканей — в соответствии с обычаями различных провинций Франции. Эти пастушки, спускаясь с великолепных суден (переезд на которых сопровождался звуками музыки — словно морские боги распевали и читали стихи вокруг судна их Величеств), оказывались на боковых лужайках, расположенных по обе стороны от большой аллеи, ведущей к главной зале. Каждая группа пастушек исполняла танец своей провинции: пастушки из Пуату танцевали под звуки волынки, из Прованса — вольту под цимбалы, пастушки из Бургундии и Шампани — под маленький гобой и скрипки. Бретонки танцевали веселые пасспье, бранль и так далее. Когда пиршество закончилось, в огромный освещенный грот вместе с большой группой музыкантов-сатиров сверху спустились нимфы, красота которых и блеск их украшений затмили искусственное освещение. Спустившись, они дали представление из танцев и пантомимы под музыку. Завистливая фортуна не смогла перенести их успех и послала такой сильный дождь и грозу, что все спешно должны были спуститься на судна и там провести ночь. На следующий день это происшествие дало повод для смешных историй, так что все устройство праздника доставило большое удовольствие присутствующим».
"Цирцея" или "Комедийный балет королевы" ("комедийный" на тот момент означало то, что сейчас мы называем "драматическим") считается первым придворным балетом. Его поставили в честь свадьбы сестры королевы Луизы, Маргариты Лотарингской, с герцогом де Жуайез. Балет должен был стать завершающим аккордом пышного празднования, которое длилось почти месяц - с 18 сентября по 15 октября 1581 года.
Екатерина Медичи, женщина, ставшая в некотором роде новатором, хотела удивить французский двор зрелищем, которого они до сих пор никогда не видели. Правда, существует мнение, что изначально идея принадлежала самой Луизе Лотарингской.
Театрализованные празднества не были новшеством, поэтому было решено показать французскому двору совершенно новую форму, соединявшую танец, пение и декламацию стихов. В первой постановке приняли участие сама королева Луиза и принцесса Марго – они исполняли роль наяд и были одеты в белоснежные платья.
"Отцами" и руководителями действа стали: духовник короля Ла Шене и Жак Патен, отвечавшие за поэтическую составляющую, и музыканты Ламбер де Больё и Ж.Сальмон. Сюжет, легенду о Цирцее, позаимствовали из "Одиссеи" Гомера. А "идейным" руководитель выступил уже упомянутый Бальтазар де Божуайё (он изменил свое итальянское имя Бальтассаре ди Бельджойсо на французский манер). Этот человек входил в свиту 14-летней Медичи, когда она отправилась во Францию заключать брак с Генрихом II. Считается, что Бальтазар сыграл значительную роль в развитии придворного французского балета.
Зал, в котором проходило представление, был поделен на две галереи, которые находились одна над другой. Напротив – возвели подиум, на котором расположились места самых почетных особ - короля и королевы, принцев и принцесс. Широкие деревянные ступени во всю ширину зала служили сидениями для придворных.
Бальтазар описывает декорации, приготовленные для постановки. По его воспоминаниям, выглядела сцена примерно так: по правую руку от короля возвели небольшую рощу, которая по сюжету являлась владением Пана. В маленьких нишах, размещенных неподалеку, находились нимфы и дриады. За рощей располагался грот, украшенный множеством разноцветных стекол, что создавало ощущение, будто это переливаются и мерцают тысячи алмазов. Искусственные дубки с позолоченными листьями и ветками окаймляли ущелье, а нарисованные животные были изображены так искусно, что выглядели как живые. Красочный сад был домом для Цирцеи, прекрасной волшебницы, одетой в платье, укутанное крепом из шелка и серебра. Роль Цирцеи исполняла девушка по имени Сент-Мем: "Ее присутствие в этом саду, освещенном сотнями факелов..., придавало, говорят, столько света и блеска, что глаза присутствующих были совершенно ослеплены; кроме того, бесчисленное множество факелов над залом и вокруг давало такой сильный свет, что он оставил бы позади себя любой прекрасный солнечный день в году", - вспоминает Бальтазар.
Представление длилось целых пять часов и закончилось танцем наяд, нимф, пана и богов, за которым зрители и актеры встретили рассвет, так как балет продолжался до трех часов утра.
Источник: http://www.diletant.ru/articles/7037315/
Свежие комментарии