На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Гламурная дива арт-деко Тамара Лемпицка

Она обладала всеми чертами женского идеала эпохи 20-30-х годов – красота, холодная элегантность и художественный талант сочетались в ней с волевым характером. Художница, светская львица, королева дизайна, одна из самых ярких представительниц стиля арт-деко.  О Тамаре Лемпицкой (1898-1980) Жан Кокто писал: «Искусство и высшее общество она любит в равной мере. Что вы всегда увидите в ее работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель».

Полька по происхождению, Лемпицка большую часть жизни прожила во Франции и Соединенных Штатах, но при этом почему-то называла себя «падчерицей России». Тамара родилась в Варшаве в 1898 году (по другим данным – в Москве в 1896 году). Ее отец Борис Гурски был адвокатом, мать – дамой высшего света. 


Тамара де Лемпицка 1911 год.

 Когда Тамаре надоело учиться, мать взяла ее с собой в Италию, и там девочка поняла, что любит искусство. Эту любовь она пронесет через всю свою жизнь. После размолвки с матерью Тамара в 1914-м уехала из Варшавы в Петербург, к богатой тетке Стефании Йенсен. И здесь открыла для себя другое пристрастие, которое определит ее дальнейшую жизнь, – высший свет, тот самый гламур, о котором сегодня все говорят, но мало кто знает.




Портрет Тадеуша Лемпицкого 1928.


В России девушку закружил вихрь светской жизни. Вскоре она выходит замуж за блестящего адвоката, красавца-поляка Тадеуша Лемпицкого. Однако революция обрушилась на молодую семью смертоносным тайфуном. В декабре 1917-го Тадеуша арестовали и приговорили к расстрелу. Во имя спасения любимого человека Тамара ценой супружеской измены с одним из иностранных консулов добыла для мужа заграничный паспорт. Так они оказались в Париже. Но «семейная лодка» разбилась об эмигрантский быт.


Кизетта в розовом платье.

Во Франции они остались без денег, и даже рождение дочери Кизетты не подвигло адвоката на поиски работы. Тадеуш из блестящего баловня судьбы превратился в вечно недовольного ворчуна. И Тамара решила взять судьбу семьи в свои руки. Вспомнив о своих художественных способностях, она начала зарабатывать на жизнь искусством.

Прежде всего, нужно было приобрести профессиональные навыки, и она начала брать уроки у классиков фигуративной живописи Андре Лота и Мориса Дени. В 1920-е годы в искусстве задавали тон журналы мод. И Лемпицку пригласили сотрудничать с Harper’s Bazaar и другими американскими фешн-изданими. Но тщеславной красавице этого было недостаточно. Как известно, светских львиц ничто не красит так, как любовные романы, а тут как раз Габриэль Д’Аннунцио – известный не только как писатель, но и как ловелас, – пригласил ее для создания своего портрета.

Совместная работа над картиной на вилле поэта принесла неизбежные плоды (сохранились смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная история этого романа). Несмотря на то, что они расстались отнюдь не друзьями, Тамара до конца жизни носила перстень с топазом, подаренный незадачливым любовником. После «живописного» успеха д’аннунциевского портрета о Тамаре начали писать, заказы посыпались, как из рога изобилия, и она стала модным востребованным художником.


















Адам и Ева

Эмигрантка, научившаяся рисовать после нескольких посещений художественных студий, Тамара Лемпицка оказалась довольно успешной в арт-бизнесе, в отличие от иных представителей богемы. И хотя двери лучших парижских домов были открыты перед ней нараспашку – похвальных отзывов профессионалов становилось все меньше и меньше. Она открыла для себя главное правило творчества – когда пишешь портреты богатых и известных людей, частица их славы переходит и на тебя. Немудрено, что во всех ее работах, слишком стильных – князья и маркизы...


Портрет герцогини де ла Селлы 1925.

Обеспеченным буржуа ее слегка модернизированная классика пришлась по душе. Вскоре художница обзавелась большим количеством знакомств в высших слоях общества и зажила, как говорится, «на полную катушку», а ее вечеринки, наряды и романы приобрели статус легендарных. Ей удалось совместить искусство с великосветской жизнью, и такой образ жизни она сохранила до конца своих дней. Но если поначалу Тамару де Лемпицка воспринимали как художницу из знатного польского рода, то под конец – как баронессу, балующуюся изящным, рисующую «забавные картинки». Это произошло, впрочем, уже в Америке, куда она уехала в конце 1930-х.

 

Новый спутник жизни, барон Рауль Куфнер, дал ей титул и богатство... Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она сама себя называла), да и вообще, она больше не хотела вспоминать о том, что у нее польско-русские корни, потому что считала себя полноправной гражданкой блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от кутюр.


Изысканная, невероятно красивая, с легко узнаваемым собственным стилем, Лемпицка промелькнула для многих кометой в период сумасшедшего «золотого межвременья» 1920-30-х годов. Дитя кубизма и арт-деко, она обожала объемные углы, крупные колени и выпуклые животы. Но главной проблемой (едва ли не единственной по-настоящему ее интересовавшей) оставалась она сама. Ей слишком хотелось быть любимой, и потому ее жизнь сложилась, как классический «женский роман». И может быть, поэтому в живописи Лемпицкой нет места страсти... Вместо нее – изящество гедониста, тоскующего о чувствах, которые ему так и не удалось испытать.


Купальщица

 

 

Несмотря на многочисленные романы с аристократами, Тамара не могла укротить свою бисексуальную природу. Она часто бывала на лесбийских вечеринках и обожествляла в своих работах образ обнаженной женщины.


Андромеда



Прекрасная Рафаэла

Ее «Андромеда» и «Прекрасная Рафаэла» воплощают в себе несказанную эротичность: их позы, томный взгляд Андромеды и цепи на ее запястьях, прикрытые глаза Рафаэлы и яркие полные губы обеих богинь... Обе работы считаются вершиной художественного мастерства художницы.

 




Портрет госпожи Букар 1931.

Подобно футуристам и Фернану Леже, художница воспевала современный большой город – фоном для многих ее портретов служит урбанистический пейзаж с высотными домами. В своих картинах она создавала образ стильной, современной и сексуальной женщины – неудивительно, что одной из главных собирательниц работ Лемпицки стала певица Мадонна.

В 1943 году Лемпика и барон Куфнер переехали в Нью-Йорк. Лемпика украсила свою шикарную квартиру предметами антиквариата, которые барону удалось увезти из фамильного венгерского имения. После войны художница некоторое время провела в Париже, где вновь открыла свою студию, но вскоре вернулась в Америку, где работала над интерьерами частных квартир. Она не испытывала недостатка в средствах, но продолжала работать: признание в художественной среде ей было столь же дорого, как и богатство. После смерти барона в 1962 году Лемпика перебралась к дочери в Хьюстон.

Ее выставка новых работ в Нью-Йорке была холодно встречена критиками, и это сказалось на продажах. Пришло другое время, и поп-арт набирал нешуточные обороты. Но дива парижского арт-деко продолжала работать. 

 В 1966 году в Париже состоялась юбилейная выставка, после чего интерес к творчеству баронессы вспыхнул с новой силой. В поисках свежих впечатлений Лемпика отправилась в Мексику, где поселилась в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского архитектора. Правда и здесь она не оставила былых привычек и старалась найти утешение в компании молодых людей.


Портрет мадам М 1932. Холст, масло. 99,5 х 64,8

Умерла Тамара де Лемпика 18 марта 1980 года во сне, и прах ее дочь Кизетта развеяла над вулканом Попокатепетль, согласно завещанию покойной. О художнице вроде бы забыли, но сейчас она опять вошла в моду. Кстати, российский арт-рынок ее причисляет к российским художникам: по одной из версий, она родилась в России, а «Портрет мадам М» ее кисти ушел на аукционе за 5,4 млн. долларов. Ее выставки собирают тысячи людей, ее образы тиражируются модными изданиями, а картины считают за честь приобрести Джек Николсон, Барбара Стрейзанд и Мадонна. Последняя даже показывала картины Лемпицки в своих клипах, а также делала их частью своих сценических декораций.

 

Источники:

http://telegrafua.com/

http://ru.wikipedia.org/

http://www.artsait.ru/

Картина дня

наверх