На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Великолепный танец. Главное в нём всё-таки мелодия, чувственная, томительная и страстная. Русское танго О. Строка, Ро...Три волны Танго в...

Авианосцы (самолетоносцы). Какими они виделись в 30-е годы XX века. Часть 1.

Начиная с 1914 г. в России издавался журнал "Армiя и флотъ", задачи которого были изложены в его первом номере:




После революции и гражданской войны журнал с таким же названием стал издаваться русской эмиграцией в Париже.  Сегодня хочу ознакомить вас с одной из публикаций, размещенных в журналах  №7 и №8 за 1939 г. Публикация посвящена взглядам на роль авианосцев (самолетоносцев) в будущих войнах и задачам, стоящим перед их конструкторами.


Но прежде, чем перейти к статье, немного о зарождении авианосцев.



Прогресс в корабельной технике поставил очень остро проблемы расширения возможностей  разведки, корректировки артиллерийского огня, связи.


Первыми для этих целей стали использоваться аэростаты и дирижабли.


Однако аэростаты и дирижабли проиграли соревнование летательным аппаратам тяжелее воздуха.

В конце июля 1909 года француз Луи Блерио за 37 минут полета пересек пролив Ла-Манш. Именно этот полет считают началом практической авиации.


Осенью того же года французы первыми проверили возможности новой техники на больших маневрах в Пикардии. Газеты и журналы сообщали об успехах авиаторов: «Поручик Сидо на «Фармане» с пилотом Манардом делает петлю в 72 км за 1 час 5 минут! Генерал получает от него точнейшие сведения о группировке неприятельских сил»; «Беланже точно определил положение кавалерийской дивизии»; «Важно напомнить о том значении, которое теперь будет присуще военным летчикам»… Так авиация была призвана на военную службу.



Весной 1910 г. в небольшой бухте близ Марселя взлетел с поверхности воды первый в мире поплавковый гидроаэроплан. Управлял им французский пилот, спортсмен и изобретатель Анри Фабр. Полеты этого и последующих гидропланов тоже недолго сохраняли сугубо спортивный характер: авиаторов все больше интересовало практическое, прежде всего военное их применение. С пониманием они относились к стремлению моряков заглянуть за горизонт, поднявшись как можно выше над своим кораблем. Привязные аэростаты, которые к тому времени широко использовались на флоте, уже не устраивали моряков. Внимание их обратилось на аэроплан, способный отодвинуть линию горизонта еще дальше.

Уже в июле 1910 г. во Франции была создана школа морской авиации, а в сентябре флот купил первые поплавковые гидросамолеты «Фарман». 12 марта 1912 г. был опубликован правительственный декрет о создании французской морской авиации (Service de I’Aeronautique) с базой в Сен-Рапале (на Средиземном море).


Гидросамолет «Вуазен Канар» в полете



Первое боевое подразделение состояло из десяти гидросамолетов «Вуазен Канар». Летом 1913 г. гидропланы впервые участвовали в маневрах Средиземноморского флота.

Военное применение летательных аппаратов тяжелее воздуха заинтересовало и  командование флота США. В начале сентября 1910 г.  капитан 1 -ранга У. Чамберс был
вызван в Морское министерство и получил задание изучить возможности применения самолетов для нужд флота.

Перед Чамберсом встала задача подыскать пилота, способного  отправился  взлететь с палубы корабля. Самый авторитетный среди  американских летчиков того времени Уилбур Райт категорически отказался сделать это, ссылаясь на крайнюю опасность подобного предприятия. Неожиданно Чамберса выручил молодой авиатор Юджин Эли, летный стаж которого составлял всего полгода в полетах на самостоятельно собранном им  аппарате из обломков аэроплана конструктора Г. Кертиса, сам обучился летать и  совершал демонстрационные полеты на выставках и митингах.


Эли сразу согласился участвовать в эксперименте, стоило только Чамберсу рассказать о своей идее. Он даже выразил готовность использовать для этого собственный самолет «Curtis Golden Flyer».
Пока Эли готовил к полету свой аппарат, оборудуя его алюминиевыми поплавками и фанерным поддоном, в носовой части крейсера сооружали наклоненную вниз деревянную платформу длиной 25 метров. Нижняя ее кромка находилась в 10 метрах от воды.

 

Подготовка крейсера " Бирмингем" к полету Юджина Эли

Эли предполагал взлететь с корабля, идущего со скоростью 14 узлов (26 км/час), — это должно было существенно сократить пробег за счет набегающего потока воздуха.

 

 Взлёт Юджина Эли с палубы крейсера " Бирмингем"


14 ноября 1910 г. в 15.16 Эли опробовал управление, дал полный газ и приказал освободить стопоры. Аэроплан (масса 828 фунтов, или 376 кг, без учета веса пилота) покатился вниз по платформе и, достигнув ее края, будто провалился в яму. Раздался сильный всплеск, однако треск мотора не прерывался. Через несколько секунд все снова увидели аэроплан: двигаясь навстречу надвигающемуся шквалу, он медленно набирал высоту. Кто-то громко сказал в рупор: «Эли в воздухе!»— и радист крейсера немедленно отстучал эти слова в эфир.
Стремясь быстрее разогнать аппарат, Эли во время разбега держал руль высоты в нейтральном положении, рассчитывая при сходе с платформы сразу же отклонить его вверх. Но он упустил момент: аэроплан резко просел, коснулся колесами воды и потерял скорость. Однако поддон, установленный на самолете, вытолкнул машину, и колеса вышли из воды. Через пять минут Эли посадил машину на песчаный пляж Уиллоби-Спит.


На следующий день газеты всего мира сообщили о сенсационном взлете с «Бирмингема». Иностранная пресса строила догадки о внешнем виде будущих авианосцев, которые после столь блестящего эксперимента начнут строить в США. Осведомленные американские репортеры предсказывали более скромные последствия: теперь морское ведомство вряд ли будет сбрасывать со счетов авиацию. Но реакция чиновников ошеломила всех. Они считали результаты опытов отрицательными, ибо платформа будет мешать артиллерии корабля стрелять, а наблюдатели с марсов видят гораздо дальше, чем пилот, поднявшийся на ту высоту, где летал Эли. Искусство пилота во всем морском министерстве по достоинству оценил один только Чамберс, предложивший ему повторить эксперимент. «Я могу не только взлететь, но и сесть на корабль», — ответил на это авиатор.


Деревянная платформа на броненосном крейсере «Пенсильвания»


Новое испытание происходило на броненосном крейсере «Пенсильвания» (спущен на воду в 1903 г.). В его кормовой части соорудили деревянную платформу длиной 120 футов (36,5 м) и шириной 31 фут (9,5 м). Над кормовым срезом крейсера платформа образовала 4-метровый выступающий за борт свес.  По  предложению
Эли по краям платформы уложили 22 пары мешков с песком, соединив каждую тросом. Протянутые поперек площадки, эти тросы возвышались над ней на 30 см. Тройной крюк в нижней части машины  должен был зацепиться за тросы, а волочащиеся за аппаратом мешки — погасить скорость самолета. Кроме того, между платформой и грот-мачтой была натянуто брезентовое полотнище, призванное сыграть роль буфера в том случае, если самолет все же не успеет остановиться.


18 января 1911 г. в 11.00 тот же аэроплан «Кертис Голден Флаер» поднялся с берегового аэродрома в 12 милях (22,2 км) от стоянки флота.


С третьей попытки в 11:59 Эли благополучно приземлил самолет на палубе. Перед касанием самолет подбросило вверх потоком воздуха, но Эли сумел мгновенно отреагировать. Он проскочил все тросы зацепившись только за последний, который затормозил самолет у самого края платформы. Эли посинел от холодного воздуха, который имел обдувал его в течение почти часа. В караульном помещении его отпаивали горячим кофе. Но когда газетные репортеры подвергли сомнению его успех, Эли оптимистично сказал: «Это было легко. Я могу делать это каждый день».


Нужно сказать, что до успешной посадки экипаж «Бирмингема» заключал пари в основном против Эли, а выделенных ВМС на эксперимент средств не хватало, поэтому капитан Понд и сам Эли  вложили свои деньги в переоборудование  корабля.

Так завершился эксперимент, о котором командир «Пенсильвании» К. Понд пророчески сказал: «С тех пор как голубка вернулась назад на Ноев ковчег, более важной посадки на судно не было».


Последующее развитие авианосцев изложено в предлагаемом фильме








Еще по теме:
Авианосцы (самолетоносцы). Какими они виделись в 30-е годы XX века. Часть 1
Авианосцы (самолетоносцы). Какими они виделись в 30-е годы XX века. Часть 2
Авианосцы (самолетоносцы). Какими они виделись в 30-е годы XX века. Часть 3.
http://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/vmf/avianose..." target="_blank">Авианосец "Ульяновск" - каким бы он был?
http://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/vmf/sovetski..." target="_blank">Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты
http://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/vmf/sovetski..." target="_blank">Советские авианосцы Великой Отечественной войны

Авианосцы адмирала Горшкова

Первые авианосцы морских держав
http://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/aviacija/pal..." target="_blank">Палубная Авиация. Часть 1. США
Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Источники:

http://www.armiyaiflot.ru/
http://avianosci.ru/
http://timemislead.com/
http://www.skypioneers.kiev.ua/

Картина дня

наверх